О законах и правах простым языком

Можно ли вернуть одежду в магазин по закону и как правильно это сделать?

Потребительский маркетинг работает на такой высоте, что подталкивает к приобретению ненужных предметов туалета. Человек, вернувшись домой, приходит к мысли о напрасно потраченных средствах. Вещь купил, а пользоваться ею не будет. Большинство потребителей пребывают в уверенности, что продавец обязан забрать предмет туалета обратно в течение двух недель. Многие сталкиваются с отказом.

Разберем, каковы нормы по поводу возврата одежды реализатору в рамках законодательства Российской Федерации. При каких обстоятельствах продавец обязан забрать предмет туалета, а когда обоснованно откажет в этом.

Нормы закона

Правила построения взаимоотношений продавца и потребителя в РФ нормируются федеральным законом № 2300-1 от 07.02.1992. В его статьях растолкованы следующие правовые позиции:

  • когда вещь может быть возвращена поставщику;
  • сроки осуществления операции;
  • что может требовать гражданин, купивший товар ненадлежащего качества;
  • методика выполнения претензии покупателя.

В отношении приобретённой одежды актуальны следующие статьи закона:

  1. В ст. 25 говорится о праве человека вернуть товар ненадлежащего качества в течение двух недель. Срок исчисляется без учета даты покупки (со следующего дня). При этом одежда должна соответствовать таким требованиям:
    • не быть в употреблении (не иметь явных признаков использования);
    • иметь цельные бирки и пломбы (если последние ставились на заводе);
  2. В тексте той же статьи законодатель возложил на Правительство РФ обязанность по утверждению Перечня непродовольственных товаров, не подлежащих возврату или обмену;
  3. В статье 18 перечислены права потребителя в случае выявления недоброкачественности товара. Человек может потребовать у продавца:
    • обмена продукции на подобную или иную с перерасчетом стоимости;
    • возврата средств;
    • немедленного исправления брака;
    • снижения стоимости вещи.
Внимание: в Перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату в торговую точку, под номером 5 включены «швейные и трикотажные изделия». В их число включается также чулочно-носочная продукция.

Таким образом, предмет одежды, отвечающий заявленным стандартам качества, заменить в торговой точке не получится в рамках правового поля. Продавец откажется принимать продукцию и будет прав. Однако всегда есть возможность договориться с поставщиком, если вещь не была в употреблении. Закон отдельно фиксирует момент наличия в договоре контрагентов пункта о замене товара. Если таковая договоренность достигнута, то стороны могут поступать согласно пунктам документа.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Статья 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»

Статья 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества»

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

Основания для возвращения одежды

В законодательстве указаны причины, по которым гражданин может требовать обмена вещи или возврата средств. Когда речь идет об одежде, к таковым относятся:

  • брак, не позволяющий использовать предмет гардероба по назначению;
  • ненадлежащее качество товара;
  • несоответствие фасона, цвета или иных характеристик заявленным в описании.
Важно: на продавца возлагается обязанность по доведению до потребителя полной информации о характеристиках и качестве продукции.

Для предъявления требования реализатору следует соблюдать такие условия:

  1. Не использовать вещь по назначению;
  2. Сохранить заводские бирки и упаковку;
  3. Доказать факт приобретения товара в торговой точке. Обычно для этого используется чек.

Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требования покупателя. Последний может привести свидетелей сделки.

Существуют изделия, проверять которые в магазине следует особенно тщательно. Ни при каких условиях не обменивают следующую продукцию:

  • нижнее белье;
  • чулочно-носочные изделия.

Алгоритм обмена предметов гардероба

Законным основанием для возвращения предмета туалета в торговое предприятие является несоответствие предмета заявленному качеству. То есть наличие любого рода брака. Претензию необходимо предъявить реализатору в течение 14 дней. Хотя закон не запрещает продлить таковой срок до:

  • окончания периода гарантии (при предоставлении таковой);
  • двух лет в иной ситуации.

В последнем случае возникает дополнительный нюанс. Доказывать тот факт, что брак возник по вине производителя/продавца обязан покупатель. А это связано с необходимостью тратиться на услуги эксперта. Но если будет доказано, что вины гражданина нет, то магазин обязан возместить все убытки:

  • стоимость предмета гардероба;
  • расходы на экспертизу;
  • пени и штрафы;
  • моральный ущерб.
Важно: претензию человек может заявить только в той ситуации, когда не был информирован о наличии брака до покупки. К примеру, товары по сниженным ценам не принимают обратно. Ведь уценка происходит, как правило, ввиду низкого качества одежды.

Подготовка претензии

Требование к магазину рекомендуется оформлять в письменном виде. Составляется документ в свободном стиле. В нем указываются такие данные:

  • наименование адресата;
  • данные заявителя в формате:
    • Ф. И. О.;
    • адрес проживания (не обязательно);
    • контактный телефон;
  • описание дефекта предмета туалета;
  • обоснование невозможности использования по назначению;
  • суть требования:
    • вернуть средства;
    • обменять на иную одежду;
    • незамедлительно устранить недостатки;
    • снизить стоимость;
  • дата и подпись с расшифровкой.

Скачать образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества

Претензию рекомендуется оформить в двух экземплярах. Один передается менеджеру, на втором ставится подпись, должность, фамилия и инициалы принимающего и дата. Кроме того, в документе нужно сослаться на статью 18 закона «О защите прав потребителей».

Внимание: законодательство дает возможность решить спорный вопрос о качестве изделия путем проведения экспертной оценки. Услуги специалиста обязан оплатить поставщик. А покупателя оповещают о дате и времени проведения экспертизы с тем, чтобы человек смог присутствовать и задавать вопросы.

Что нести в магазин

В торговую точку гражданин должен предоставить:

  • письменную претензию;
  • бракованную одежду;
  • упаковку и заводские бирки.

При себе необходимо иметь паспорт.

Можно ли сдать вещь хорошего качества

Единственным основанием для возвращения предметов туалета в торговые предприятия законодатель определил ненадлежащее качество. Из этого следует, что обмену или возмещению доброкачественные вещи не подлежат. То есть у гражданина нет законных оснований для предъявления претензии. Но из спорной ситуации всегда можно найти выход. А именно постараться договориться с менеджером по продажам.

Дело в том, что в сфере торговли одеждой очень высокая конкуренция. Магазины бережно относятся к каждому покупателю. Им жизненно необходимо сохранять клиентскую базу. Поэтому без достаточных оснований спорить с гражданами менеджеры не станут.

В статье 25 указанного выше закона написано, что гражданин может обменять продукцию, не подошедшую по размеру, фасону, форме, габаритам, расцветке. Однако речь здесь идет о непродовольственных товарах, не включенных в Перечень. Фактически к одежде правило не относится.

Следует поговорить с представителем магазина и попросить об обмене предмета туалета. При этом необходимо понимать, что законного основания для предъявления требования у гражданина не имеется.

Доброкачественную одежду следует предоставить в торговую точку в таком виде:

  • без следов использования;
  • с сохранением:
    • товарного вида;
    • всех заводских бирок и пломб;
  • в упаковке, в которой товар передан при совершении покупки.
Подсказка: обмен товара производится в день предъявления претензии. А на возврат денег  за товар ненадлежащего качества у продавца имеется три дня.

Особенности отказа от предмета туалета, купленного в интернет-магазине

Правила взаимодействия интернет-торговцев с клиентами утверждены Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.07. Ввиду невозможности лично исследовать и примерить одежду перед приобретением, права потребителей расширены. Так, в пункте 21 Правил содержится норма об отказе от приобретения. Клиент может разорвать договор купли-продажи без объявления причин:

  • в течение всего времени, пока одежда находится в пути (не попала в руки покупателя);
  • в течение семи дней после осуществления доставки.

Кроме того, в том же пункте разъясняются правила возвращения поставщику предметов ненадлежащего качества. Они таковы:

  1. Поставщик обязан информировать клиента о том, как именно возвращается бракованный товар. В этом случае человек действует по указанным правилам;
  2. Если реализатор не сообщил о нормах взаимодействия по поводу брака, то клиенту предоставляется три месяца для предъявления претензии. Срок отсчитывается с даты передачи вещей покупателю.
Внимание: интернет-магазин должен возместить человеку всю потраченную сумму за вычетом денег за доставку покупки.
Скачать для просмотра и печати:

Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»

Решение спорных вопросов

Иногда граждане сталкиваются с отказом менеджера по продажам удовлетворять их обоснованные требования. На такой случай законодатель также создал правила. У человека есть возможность:

  • обратиться в Роспотребнадзор с жалобой;
  • написать иск в суд.

Независимо от адресата, жалоба должна иметь основания. А таковыми являются документы, доказывающие факт общения с поставщиком. Следовательно, в магазин необходимо обращаться письменно и собирать ответы с отказами.

Посмотрите видео о том, как вернуть в магазин одежду и обувь
Ссылка на текущую статью Правознайка