Потребительский маркетинг работает на такой высоте, что подталкивает к приобретению ненужных предметов туалета. Человек, вернувшись домой, приходит к мысли о напрасно потраченных средствах. Вещь купил, а пользоваться ею не будет. Большинство потребителей пребывают в уверенности, что продавец обязан забрать предмет туалета обратно в течение двух недель. Многие сталкиваются с отказом.
Разберем, каковы нормы по поводу возврата одежды реализатору в рамках законодательства Российской Федерации. При каких обстоятельствах продавец обязан забрать предмет туалета, а когда обоснованно откажет в этом.
Нормы закона
Правила построения взаимоотношений продавца и потребителя в РФ нормируются федеральным законом № 2300-1 от 07.02.1992. В его статьях растолкованы следующие правовые позиции:
- когда вещь может быть возвращена поставщику;
- сроки осуществления операции;
- что может требовать гражданин, купивший товар ненадлежащего качества;
- методика выполнения претензии покупателя.
В отношении приобретённой одежды актуальны следующие статьи закона:
- В ст. 25 говорится о праве человека вернуть товар ненадлежащего качества в течение двух недель. Срок исчисляется без учета даты покупки (со следующего дня). При этом одежда должна соответствовать таким требованиям:
- не быть в употреблении (не иметь явных признаков использования);
- иметь цельные бирки и пломбы (если последние ставились на заводе);
- В тексте той же статьи законодатель возложил на Правительство РФ обязанность по утверждению Перечня непродовольственных товаров, не подлежащих возврату или обмену;
- В статье 18 перечислены права потребителя в случае выявления недоброкачественности товара. Человек может потребовать у продавца:
- обмена продукции на подобную или иную с перерасчетом стоимости;
- возврата средств;
- немедленного исправления брака;
- снижения стоимости вещи.
Таким образом, предмет одежды, отвечающий заявленным стандартам качества, заменить в торговой точке не получится в рамках правового поля. Продавец откажется принимать продукцию и будет прав. Однако всегда есть возможность договориться с поставщиком, если вещь не была в употреблении. Закон отдельно фиксирует момент наличия в договоре контрагентов пункта о замене товара. Если таковая договоренность достигнута, то стороны могут поступать согласно пунктам документа.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
Статья 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»
Статья 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества»
Основания для возвращения одежды
В законодательстве указаны причины, по которым гражданин может требовать обмена вещи или возврата средств. Когда речь идет об одежде, к таковым относятся:
- брак, не позволяющий использовать предмет гардероба по назначению;
- ненадлежащее качество товара;
- несоответствие фасона, цвета или иных характеристик заявленным в описании.
Для предъявления требования реализатору следует соблюдать такие условия:
- Не использовать вещь по назначению;
- Сохранить заводские бирки и упаковку;
- Доказать факт приобретения товара в торговой точке. Обычно для этого используется чек.
Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требования покупателя. Последний может привести свидетелей сделки.
Существуют изделия, проверять которые в магазине следует особенно тщательно. Ни при каких условиях не обменивают следующую продукцию:
- нижнее белье;
- чулочно-носочные изделия.
Алгоритм обмена предметов гардероба
Законным основанием для возвращения предмета туалета в торговое предприятие является несоответствие предмета заявленному качеству. То есть наличие любого рода брака. Претензию необходимо предъявить реализатору в течение 14 дней. Хотя закон не запрещает продлить таковой срок до:
- окончания периода гарантии (при предоставлении таковой);
- двух лет в иной ситуации.
В последнем случае возникает дополнительный нюанс. Доказывать тот факт, что брак возник по вине производителя/продавца обязан покупатель. А это связано с необходимостью тратиться на услуги эксперта. Но если будет доказано, что вины гражданина нет, то магазин обязан возместить все убытки:
- стоимость предмета гардероба;
- расходы на экспертизу;
- пени и штрафы;
- моральный ущерб.
Подготовка претензии
Требование к магазину рекомендуется оформлять в письменном виде. Составляется документ в свободном стиле. В нем указываются такие данные:
- наименование адресата;
- данные заявителя в формате:
- Ф. И. О.;
- адрес проживания (не обязательно);
- контактный телефон;
- описание дефекта предмета туалета;
- обоснование невозможности использования по назначению;
- суть требования:
- вернуть средства;
- обменять на иную одежду;
- незамедлительно устранить недостатки;
- снизить стоимость;
- дата и подпись с расшифровкой.
Скачать образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества
Претензию рекомендуется оформить в двух экземплярах. Один передается менеджеру, на втором ставится подпись, должность, фамилия и инициалы принимающего и дата. Кроме того, в документе нужно сослаться на статью 18 закона «О защите прав потребителей».
Внимание: законодательство дает возможность решить спорный вопрос о качестве изделия путем проведения экспертной оценки. Услуги специалиста обязан оплатить поставщик. А покупателя оповещают о дате и времени проведения экспертизы с тем, чтобы человек смог присутствовать и задавать вопросы.
Что нести в магазин
В торговую точку гражданин должен предоставить:
- письменную претензию;
- бракованную одежду;
- упаковку и заводские бирки.
При себе необходимо иметь паспорт.
Можно ли сдать вещь хорошего качества
Единственным основанием для возвращения предметов туалета в торговые предприятия законодатель определил ненадлежащее качество. Из этого следует, что обмену или возмещению доброкачественные вещи не подлежат. То есть у гражданина нет законных оснований для предъявления претензии. Но из спорной ситуации всегда можно найти выход. А именно постараться договориться с менеджером по продажам.
Дело в том, что в сфере торговли одеждой очень высокая конкуренция. Магазины бережно относятся к каждому покупателю. Им жизненно необходимо сохранять клиентскую базу. Поэтому без достаточных оснований спорить с гражданами менеджеры не станут.
В статье 25 указанного выше закона написано, что гражданин может обменять продукцию, не подошедшую по размеру, фасону, форме, габаритам, расцветке. Однако речь здесь идет о непродовольственных товарах, не включенных в Перечень. Фактически к одежде правило не относится.
Следует поговорить с представителем магазина и попросить об обмене предмета туалета. При этом необходимо понимать, что законного основания для предъявления требования у гражданина не имеется.
Доброкачественную одежду следует предоставить в торговую точку в таком виде:
- без следов использования;
- с сохранением:
- товарного вида;
- всех заводских бирок и пломб;
- в упаковке, в которой товар передан при совершении покупки.
Особенности отказа от предмета туалета, купленного в интернет-магазине
Правила взаимодействия интернет-торговцев с клиентами утверждены Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.07. Ввиду невозможности лично исследовать и примерить одежду перед приобретением, права потребителей расширены. Так, в пункте 21 Правил содержится норма об отказе от приобретения. Клиент может разорвать договор купли-продажи без объявления причин:
- в течение всего времени, пока одежда находится в пути (не попала в руки покупателя);
- в течение семи дней после осуществления доставки.
Кроме того, в том же пункте разъясняются правила возвращения поставщику предметов ненадлежащего качества. Они таковы:
- Поставщик обязан информировать клиента о том, как именно возвращается бракованный товар. В этом случае человек действует по указанным правилам;
- Если реализатор не сообщил о нормах взаимодействия по поводу брака, то клиенту предоставляется три месяца для предъявления претензии. Срок отсчитывается с даты передачи вещей покупателю.
Решение спорных вопросов
Иногда граждане сталкиваются с отказом менеджера по продажам удовлетворять их обоснованные требования. На такой случай законодатель также создал правила. У человека есть возможность:
- обратиться в Роспотребнадзор с жалобой;
- написать иск в суд.
Независимо от адресата, жалоба должна иметь основания. А таковыми являются документы, доказывающие факт общения с поставщиком. Следовательно, в магазин необходимо обращаться письменно и собирать ответы с отказами.