О законах и правах простым языком

Можно ли вернуть мебель в магазин по закону и как правильно это сделать?

Правила взаимоотношений продавца и покупателя регулируются федеральным законом № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей». В его тексте приведены нормы о возможности возврата непонравившегося товара в течение первых двух недель и условиях таковой операции. Однако данное правило распространяется далеко не на все товары. К примеру, предметы мебели обменять непросто, а порой невозможно.

Разберем, что законодательство Российской Федерации говорит относительно шкафов, кроватей и иных необходимых в быту предметах. Как и при каких обстоятельствах покупатель может вернуть их поставщику. Когда операция признается незаконной.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Можно ли вернуть или обменять на общих основаниях

В указанном законе установлено правило об обмене или возврате следующих товаров:

  • не подходящих по цвету, габаритам, комплектации и иному;
  • ненадлежащего качества.

Норма распространяется на все товары, в отношении которых не установлены иные правила. Правительство РФ Постановлением № 55 от 19.01.1998 утвердило Перечень вещей ненадлежащего качества, которые обмену или возврату не подлежат. Пунктом 8 в реестре указана: «Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)».

Таким образом, на определенные товары мебельного производства существует запрет. Но не на все. Например, стул или табуретку можно принести в магазин, сославшись на плохое качество. Ведь этот товар не относится к наборам.

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

Если не понравилась

Включение в Перечень исключений предметов мебели не оставляет лазеек для возврата вещей хорошего качества на таких основаниях:

  • не подходит по габаритам;
  • не нравится цвет;
  • комплектация не удовлетворяет и другим.
Важно: в магазине покупателя должны предупредить, что товар обратно не примут. Кроме того, продавец обязан предоставить человеку полную и достоверную информацию о приобретении до заключения договора купли-продажи.

Но реализаторы далеко не всегда следую букве закона. Товар надлежит принести обратно в течение 14 дней. Если покупатель обратится к продавцу в обозначенный период, то существует большая вероятность на успех. Продавец постарается найти компромисс. Магазинам нужны потребители — это закон рынка.

Предмет мебели надлежит вернуть в таком виде:

  • без признаков амортизации или повреждений;
  • полностью готовым к продаже;
  • с упаковкой и целыми фабричными бирками.
Подсказка: желательно при себе иметь паспорт и чек. Если последний утерян, то нужно привести свидетелей сделки.

Сделанная на заказ

Существует определенный юридический нюанс в отношении гарнитура, заказанного по индивидуальному проекту. Дело в том, что процедура предполагает заключение договора между производителем и потребителем. А в его текст можно включить пункт о возврате или обмене всего комплекта или отдельно его составляющих.

Внимание: при наличии договора, его положения признаются приоритетными.

Таким образом, непонравившийся мебельный набор можно будет вернуть. Однако изначально формирование условий для такой операции зависит от заказчика. Ему необходимо позаботиться:

  • о письменном оформлении договора с контрагентом;
  • о включении в документ пункта о возврате или обмене покупки.

Кроме того, в случае заказа работ по изготовлению гарнитура действуют положения статей 28 и 29 закона № 2300-1. Таковые регламентируют права потребителя при нарушении сроков исполнения работ и обнаружении существенных недостатков. Так, если сроки не соблюдены, заказчик может по своему усмотрению:

  • перенести дату сдачи работы;
  • нанять третью сторону для доработки заказа или сделать это самостоятельно и потребовать от исполнителя оплаты;
  • запросить снижения стоимости;
  • отказаться от исполнения условий договора без объяснения причин.

Если в изготовленном гарнитуре обнаружились существенные недостатки, то заказчику предоставлено право требования:

  • безвозмездного устранения порчи;
  • уменьшения стоимости работ;
  • изготовления другого экземпляра;
  • возмещения расходов по устранению недоделок своими силами или с привлечением стороннего специалиста.
Подсказка: договор на изготовление мебели желательно заключать в письменной форме с полным описанием предметов и предполагаемого качества.

Статья 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)»

Статья 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)»

Некачественная продукция

Совсем иные права закон «О защите прав потребителей» предоставляет покупателю, получившему от поставщика бракованный товар. Нормируется ситуация статьей 18. Так, гражданин может выбрать один из следующих вариантов дальнейших отношений:

  • вернуть гарнитур и потребовать такой же или иной с учетом разницы в стоимости;
  • настаивать на снижении стоимости изделия;
  • требовать немедленного устранения недостатков (если таковое возможно);
  • разорвать договор (вернуть изделие и получить деньги).

Вместе с этим, законодательство предоставляет производителю тоже определенную защиту от недобросовестного потребителя. Так, в случае предъявления последним претензии к качеству товара, разрешено назначить экспертизу:

  1. Цель таковой — определение виновника поломки;
  2. Проводит экспертизу независимый специалист;
  3. Оплачивает услуги заказчик. В данной ситуации им является продавец. Но если эксперт установит виновность покупателя, то деньги придется выплатить последнему.
Подсказка: гражданин также может заказать независимую экспертизу, но за свой счет.

Статья 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»

Алгоритм предъявления претензии

В случае выявления недостатка необходимо оповестить о факте поставщика и договориться о дальнейших действиях. Для этого составляется письменная претензия. В ее тексте излагается такая информация:

  • наименование адресата (предприятия-продавца);
  • персональные данные заявителя с указанием Ф. И. О., контактного телефона;
  • суть документа:
    • дата заключения договора купли-продажи;
    • время доставки и сопутствующие обстоятельства (к примеру, чьими силами произведена сборка);
    • описание обнаруженных дефектов;
    • обоснование невозможности использовать мебель по прямому назначению;
    • суть требования (из описанных выше);
  • дата и подпись.

Скачать образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества

Претензия составляется в двух одинаковых экземплярах. Они передаются менеджеру магазина:

  • один он оставляет себе для работы;
  • на втором ставит дату приема, указывает должность, фамилию, инициалы и подписывается.

Дальнейшие взаимодействия зависят от желания заявителя. В законе конкретно описаны сроки исполнения операций. Разберем каждую отдельно.

Исправление брака

Неисправность в товаре продавец обязан устранить незамедлительно. Понятно, что это не всегда возможно. В такой ситуации стороны могут договориться о сроке выполнения ремонт. Но законодательство не обязывает покупателя ждать. Согласиться на затягивание ремонта он может добровольно.

Подсказка: желательно заключить письменное соглашение с магазином с указанием точной даты сдачи работ, а также перечислением недоделок.

Когда вернут деньги

В статье 22 закона указан граничный срок выполнения обоснованной претензии покупателя. Он равен десяти дням с даты подачи письменной претензии. Период касается следующих операций:

  • возмещения средств за:
    • некачественную продукцию;
    • ремонт изделия своими силами;
  • изменения стоимости ввиду обнаружения недостатков.

Кроме того, законодательство ограничивает срок проведения экспертной оценки бракованного изделия тоже десятью днями. То есть, продавец не вправе затянуть период принятия решения по факту выдвинутой претензии.

Для сведения: отсутствие кассового чека не является причиной для отказа в выполнении законного требования. Вместо утраченного документа, потребитель вправе привести свидетелей сделки.
Скачать для просмотра и печати:

Статья 22 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя»

Выполнение гарантийных обязательств

Законодательство требует от производителя установления гарантийного срока на сложные изделия. Таковой может быть предусмотрен и для мебельного гарнитура. Подтверждается гарантия соответствующим документом (талоном, к примеру). При ее наличии правила взаимоотношений несколько меняются.

Так, гарантия в духе законодательства означает обязательство поставщика поддерживать изделие в рабочем состоянии в течение установленного срока. Для этого потребителю создаются следующие условия:

  • проводится информирование о порядке и условиях использования оборудования;
  • в торговлю поставляются комплектующие, необходимые для поддержания изделия в рабочем состоянии;
  • создается сеть ремонтных мастерских.

В случае выявления в мебели недостатков гражданин может воспользоваться гарантийным талоном. В документе указываются адреса (или наименование реестров) ремонтных предприятий. Необходимо обратиться в одно из таких и рассказать о проблеме. В рамках гарантии проводится ремонт, период которого не может превышать 45 дней. Услуга предоставляется бесплатно.

Подсказка: если мебелью человек из-за ремонта не может пользоваться в течение месяца каждый календарный год, то разрешено вернуть изделие поставщику. Факт следует подтвердить документацией из гарантийного салона.

Неустойка

Поставка продукции или ремонт — это услуга, на выполнение которой отводится определенное время. В рамках правового поля принято оформлять соглашение на ее выполнение письменным договором. В документе указывается в том числе размер неустойки за нарушение сроков. К примеру, если гарнитур привезли на неделю позже оговоренного.

В случае отсутствия договора или пункта о штрафных санкциях, неустойка определяется в размере 3% от стоимости работ за каждый день просрочки.

Пример

Магазин задержал на 5 дней поставку кухонного комплекта. Стоимость услуги — 2 500,0 р. Неустойка составляет:

  • 2 500,0 р. х 3% х 5 д. = 375,0 р.

Истребовать неустойку с поставщика услуг необходимо сразу же. Исполнить требование потребителя он обязан в течение десяти дней.

Что такое некачественная мебель

Напоследок разберем, какие предметы признают некачественными. В этом вопросе у поставщика и покупателя могут возникнуть расхождения. Однако есть общее толкование по определенным моментам. Однозначно недоброкачественным признают изделие:

  • с трещинами или разломами в неподобающих местах;
  • со сколотой (смытой, неровной) краской;
  • неукомплектованное полностью (сверять следует по паспорту);
  • укомплектованное неподходящей гарнитурой;
  • не соответствующее описанию.
Внимание: некоторые виды брака устраняются незамедлительно. Например, отсутствие комплектующих. Их магазин предоставляет по первому требованию.

В случае возникновения спорной ситуации у потребителя есть такие варианты решения проблемы:

  • привлечение независимого эксперта с целью определения виновника брака;
  • обращение с жалобой в Роспотребнадзор;
  • направление иска в суд.

Любые меры воздействия на недобросовестного продавца требуют документальных доказательств. Поэтому рекомендуется сохранять чеки, талоны, договора и иные бумаги, сопровождающие взаимоотношение сторон.

Посмотрите видео о защите прав потребителей при покупке мебели
Ссылка на текущую статью Правознайка