О законах и правах простым языком

Можно ли вернуть лекарство в магазин по закону и как правильно это сделать?

Реализация фармацевтической продукции населению находится под строгим контролем государства. Потому работники аптек строго подчиняются нормативам, касающимся возврата покупателем лекарств. А последняя операция возможна лишь в нескольких случаях.

Разберем, в каких случаях фармацевт обязан забрать таблетки и мази у покупателя и вернуть деньги или выдать годную продукцию, а когда требование необоснованно. Что делать, если в аптеке лекарственный препарат продали по ошибке.

Нормы законодательства

Методы взаимодействия покупателя и продавца в рамках российского правового поля регламентируются федеральным законом № 2300-1 от 07.02.1992. В его тексте рассмотрено следующее:

  • правила возврата качественной и дефектной продукции;
  • суть требований, которые покупатель может выдвинуть реализатору, производителю, поставщику или импортеру;
  • сроки выполнения законной претензии;
  • ограничения.

В соответствии с нормами законодательства, Правительство РФ Постановлением № 55 от 19.01.1998 утвердило Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату и обмену. Первым пунктом в нем значатся:

Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.

Таким образом, возвращение качественного товара медицинского назначения в аптеку невозможно. Более того, фармацевтам строго запрещено принимать таблетки и мази. Ведь реализовать их повторно не получится. Аптекарь понесет убытки. Но это только в случае, если продукт имеет надлежащее качество.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

Особенности аптечных продаж

О качестве передаваемого покупателю товара подробно говорит статья 469 Гражданского кодекса. В ее тексте указано, что товар должен:

  • соответствовать условиям договора купли-продажи;
  • попасть в руки потребителя в пределах срока безопасного использования с учетом времени предстоящего потребления.

Исходя из описанных условий, фармацевты определяют такие случаи некачественного медицинского товара или обслуживания (перечень не является исчерпывающим):

  1. Продан лекарственный препарат с истекшим сроком годности. Такую продукцию реализовать запрещено. Следовательно, нужно отнести ее обратно;
  2. На упаковочной таре отсутствует дата либо знаки стерты. Это также серьезное нарушение норм реализации лекарств. При выявлении упаковки без маркировки должна быть изъята из продаж вся партия. Такую коробку заберут в аптеке без лишних разговоров;
  3. Отсутствует инструкция по применению либо в упаковку вложен листок, относящийся к иному лекарству. В данном случае нарушается норма о предоставлении товара в полной комплектации. Инструкция является неотъемлемой частью медицинского препарата;
  4. Нарушение упаковочной тары. Так можно определить сколы на капсулах, разрывы на фольге и иные повреждения фабричной оболочки таблеток. Аптекарь обязан забрать товар и отдать деньги либо заменить на аналогичную продукцию;
  5. Подделки в аптеках встречаются нечасто. При подозрении на фальсификат следует тут же обратиться к продавцу. Последний обязан организовать экспертизу препарата за свои деньги. А потраченные средства вернуть клиенту;
  6. Лекарственный препарат не соответствует описанию. Например, написано таблетки, а в упаковке оказались капсулы, цвет не соответствует инструкции и другое;
  7. Покупателю передан препарат, который он не заказывал. Ошибку обязан исправить аптекарь. Следовательно, ему нужно вернуть упаковку и потребовать замены.
Совет: рекомендации по поводу применения лекарств, необходимой дозировки и иного следует спрашивать у лечащего врача.

Статья 469 Гражданского кодекса РФ «Качество товара»

Исключительные случаи

Некачественное обслуживание в аптеке также может стать причиной предъявления претензий по возврату приобретения. Типичные нарушения таковы:

  • передача покупателю не того средства: вместо эмульсии выдан крем;
  • предоставление клиенту рекомендации без указания ограничений и противопоказаний;
  • продажа средства, отпускаемого по рецепту, без предоставления такового;
  • ошибочна дозировка;
  • иное.
Подсказка: нарушение правил клиент может описать в книге жалоб и предложений.

Права потребителя

В рамках действующего законодательства покупателю предоставляется возможность вернуть некачественную продукцию в аптеку. При этом он должен выдвинуть требование из тех, что перечислены в первом пункте статьи 18. А именно:

  • обмен на такое же лекарство;
  • предоставление иного препарата с учетом разницы в стоимости;
  • снижение цены соразмерно браку;
  • возврат денег;
  • выполнение немедленного ремонта приобретенного медицинского оборудования.
Подсказка: закон обязывает продавца проводить экспертизу лекарства в случае возникновения спорного вопроса относительно его качества или виновника дефекта.
Скачать для просмотра и печати:

Статья 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»

Нужен ли чек

Российское законодательство напрямую не требует предоставления платежной документации при возвращении бракованного товара. При возникновении спорной ситуации относительно подтверждения факта покупки в торговой точке, клиент может пригласить свидетеля сделки.

Внимание: отсутствие чека на лекарство при возврате не является поводом для отказа в приеме средства для обмена или возмещения денег.

Как предъявлять претензию

Требование относительно некачественного продукта выдвигается в письменной форме. Законодательство не запрещает вести переговоры с продавцом устно. Однако в такой ситуации у человека не будет аргументов для доказательства неправомерного решения аптеки в суде.

Обращение пишется в свободной форме. В нем указываются такие данные:

  1. В шапке пишется:
    • наименование адресата;
    • персональные данные заявителя в формате:
      • Ф. И. О.;
      • адрес проживания;
      • контактный телефон;
      • данные паспорта;
  2. В теле документа описывается ситуация с указанием:
    • даты совершения покупки;
    • наименования средства;
    • выявленных недостатков, не позволяющих применить приобретение по назначению;
    • конкретного требования:
      • предоставить аналогичное или иное лекарство;
      • вернуть средства;
      • немедленно устранить неисправность в медицинском приборе;
      • снизить стоимость товара;
  3. Перечень приложений (чек, показания свидетелей и другое по ситуации);
  4. Дата и подпись с расшифровкой.

Скачать образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества

Совет: начинать требование следует с отсылки к статье 18 закона «О защите прав потребителей».

Претензия составляется в двух экземплярах. Один передается фармацевту, на втором последний должен проставить дату приема, должность, фамилию, инициалы и подпись.

Кроме того, с целью дополнительного воздействия на аптеку рекомендуется оставить запись в книге жалоб и предложений. В тексте следует описать ситуацию в вышеуказанном формате и оставить контактные данные. Руководитель аптеки обязан ответить на обращение в рамках действующего законодательства.

В каком виде возвращать лекарственное средство

Законодательство предъявляет некоторые требования к возвращаемому товару. В отношении аптекарской покупки они выглядят так:

  1. Средство должно быть полностью укомплектовано, что означает наличие инструкции (если таковая имелась), упаковочной тары;
  2. Необходимо принести чек или предоставить показания свидетелей сделки;
  3. Желательно приложить копию рецепта врача.
Для сведения: если возвращается в аптеку негодное оборудование, то оно не должно иметь следов использования по назначению.

Порядок работы с некачественным товаром

Действия продавца зависят от сути требований клиента. Законодательство регламентирует сроки выполнения претензии. Так, на обмен товара предоставляется семь дней. Если лекарства на складе не имеется, то на закупку отводится до месяца. Но аптекарь обязан незамедлительно оповестить клиента о том, что препарат поступил в продажу.

На возмещение средств отводится десять дней. Продлить срок фармацевт может только в случае необходимости экспертизы. На ее проведение отводится двадцать суток. Через десять дней продавец обязан вернуть средства гражданину, обоснованно потребовавшему снижения стоимости продукции.

Внимание: экспертиза негодной продукции проводится за средства продавца.

Что делать в случае отказа

Если аптекарь отказывается удовлетворять обоснованную и законную претензию клиента, то придется пожаловаться на его неправомерные действия. Обращение можно направить в органы, осуществляющие надзор и контроль за соответствующим предприятием. А именно, в:

  • Росздравнадзор, контролирующий деятельность организаций здравоохранения;
  • Роспотребнадзор, проверяющий выполнение предприятиями прав потребителей;
  • общество по защите прав потребителей.

Выбор адресата зависит от сложившейся ситуации. К примеру, если на лекарстве нет даты изготовления, то жаловаться нужно в Росздравнадзор. Когда аптека не желает принимать бракованную зубную щетку — в Роспотребнадзор. Общество по защите прав потребителей принимает обращения, касающиеся недобросовестности продавца и нарушения законодательства.

Для сведения: за серьезное нарушение госорганы могут оштрафовать аптеку или отозвать лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

Вернуть же деньги за испорченную продукцию человек может только через суд. При этом с недобросовестного продавца можно взыскать:

  • стоимость товара;
  • компенсацию за:
    • невозможность использовать продукцию в течение всего времени нахождения таковой у потребителя;
    • моральный ущерб;
    • услуги привлеченных специалистов: эксперта и юриста;
  • штраф.

Исковое заявление должно сопровождаться доказательной базой. То есть, гражданину придется собрать подтверждения общения с аптекарем. А это все бумаги, начиная с чека и рецепта врача, и заканчивая ответами из государственных органов на жалобы. Немаловажными доказательствами неправомерности решений аптекаря являются:

  • письменное обращение клиента с проставленными на нем реквизитами принимающей стороны;
  • запись к книге жалоб (ее запросит суд);
  • показания свидетелей сделки и экспертная оценка лекарства.

Положения закона хорошо известны сотрудникам аптек. Поэтому иски о взыскании денег за некачественные медикаменты и аппараты в судах рассматриваются крайне редко.

Посмотрите видео о правах потребителей
Ссылка на текущую статью Правознайка