О законах и правах простым языком

Можно ли вернуть товар в магазин IKEA и как правильно это сделать?

Крупные торговые площадки вводят во внутренние правила преференции для потребителей с целью увеличения оборота. Часть их относится к возможности вернуть доброкачественную и бракованную продукцию. Так, сеть гипермаркетов IKEA предоставляет клиентам ровно год на решение вопроса о нужности и полезности очередного приобретения. В течение 365 дней, как написано на официальном сайте компании, товар можно сдать или обменять на другой.

Разберем, как соотносятся внутренние правила ИКЕА с нормативами возврата продукции, установленными действующим законодательством Российской Федерации. Какие вещи можно вернуть, а какие обратно гипермаркет не примет. Каковы особенности работы ИКЕА с клиентами.

Условия возврата

Администрация компании выработала внутренние правила, касающиеся возврата покупок в торговую сеть. В целом, таковые соответствуют российскому законодательству. Однако компания несколько расширила преференции потребителя, что не нарушает нормативов.

Вернуть на склад разрешено вещи, не включенные в Перечень исключений, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998. Речь идет о годной продукции. В отношении брака Перечень не действует.

Для сравнения: в статье 25 федерального закона № 2300-1 приведена норма относительно срока замены качественной продукции. Принести ее в магазин человек может в течение 14 дней с даты приобретения.

ИКЕА значительно расширяет период обмена годной продукции. Принести в гипермаркет ненужную покупку можно в течение года с дня заключения договора купли-продажи (есть исключения). При этом к вещи предъявляются такие требования (соответствующие нормативам федерального закона № 2300-1):

  • сохранение товарного вида;
  • отсутствие признаков использования по назначению;
  • наличие:
    • заводских пломб и бирок;
    • упаковочной тары (не обязательно);
  • предоставление чека об оплате.
Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Статья 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества»

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

Какие товары не примут

ИКЕА полностью выполняет условия Постановления Правительства РФ № 55. Так, не принимаются на обмен следующие виды продукции, включенные в Перечень:

  • растения;
  • товары, продаваемые метражом (клеенка, ковровые покрытия и другое);
  • аккумуляторы и батарейки;
  • текстиль;
  • парфюмерная продукция;
  • печатные изделия;
  • предметы мебели;
  • технически сложное оборудование, на которое устанавливается гарантия (для сада, кухни и так далее).

Кроме того, менеджеры не примут обратно вещи, имеющие следы использования. То есть, приносить необходимо новую продукцию, которая не пригодилась потребителю. В каждом гипермаркете есть исчерпывающий перечень вещей, не принимаемых на обмен.

Важно: не меняют предметы, проданные со скидкой. Снижение цены производится ввиду наличия определенных дефектов у товара. О факте покупатель информируется путем нанесения дополнительной надписи на ценнике.

Исключения из правил

ИКЕА предоставляет клиентам период опробования некоторых видов продукции. В частности, правило возврата качественного изделия распространяется на:

  • матрасы, которые можно обменять в течение 90 дней (есть исключения);
  • не подошедшие подушки и одеяла, что примут обратно в двухнедельный срок.

Указанные изделия разрешено обменять на более подходящие. Причем не обязательно указывать причину возврата. Желательно выполнять такие требования относительно вещей:

  • сохранение товарного вида;
  • отсутствие повреждений (разрывов, порезов, грязи);
  • наличие чека и упаковки.

Внимание! Бракованные матрацы, одеяла и подушки примут в гипермаркет без упаковки. При этом по желанию покупателя:

  • товар обменяют на такой же или иной;
  • произведут возврат средств.

Бракованные изделия

Правила ИКЕА полностью соответствуют нормам российского законодательства относительно неликвида. Обнаружив брак, покупатель может предъявить гипермаркету претензию. Потребовать разрешено (статья 18 закона № 2300-1):

  • возврата денег за товар;
  • пропорционального уменьшения стоимости;
  • компенсирования затрат на устранение недостатка;
  • обмена вещи на другую с учетом разницы в стоимости;
  • немедленного устранения дефекта.

В рамках закона магазин обязан принимать претензии относительно качества товаров в течение одного из таких периодов:

  • годности;
  • гарантии;
  • разумных сроков, соответствующих двум годам, если гарантия не установлена.
Внимание: предъявить претензию торговой сети можно путем обращения через официальный портал.
Скачать для просмотра и печати:

Статья 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»

Куда приносить изделие

На официальном портале сети приведена информация о том, что товары можно вернуть через любой из супермаркетов. То есть, покупателю не нужно отправляться в ту торговую точку, где делалось приобретение. Можно выбрать гипермаркет, располагающийся поблизости.

Привозить изделие для обмена желательно в часы работы торгового предприятия. Как правило, гипермаркеты открыты для посещения с 8.00 до 23.00. Некоторые закрываются в 2.00. В те же часы осуществляют работу с клиентами отделы возврата и обмена.

Важно: доставку крупногабаритного товара хорошего качества обязан оплатить потребитель. Брак перевозится за счет ИКЕА.

Алгоритм возврата продукции

Доставить вещь необходимо в отдел возврата и обмена. Таковые действуют в каждом гипермаркете сети ИКЕА. При себе клиент должен иметь паспорт. Необходимо объяснить менеджеру причину возврата товара:

  • не подошел;
  • выявлен брак или существенный недостаток (последнее актуально для технически сложной продукции).

Кроме самой вещи, чека и упаковки нужно предоставить в отдел инструкцию, паспорт на изделие, гарантийный талон (при наличии). Фактически покупка возвращается в том же виде и комплектации, в каком передавалась клиенту при заключении договора купли-продажи.

По закону, чек предъявлять не обязательно. Покупатель может привлечь свидетелей сделки, чтобы доказать факт приобретения в ИКЕА. Данное правило фактически нивелируется двумя обстоятельствами:

  • вернуть приобретение разрешено в любой гипермаркет, работающий на территории РФ;
  • ИКЕА торгует товаром, снабженным узнаваемой символикой.

Таким образом, перепутать изделия практически невозможно. Однако менеджеры рекомендуют сохранять платежную документацию. Наличие чека значительно упрощает взаимодействие с продавцом в решении спорных вопросов.

Действия принимающей стороны

Сотрудник гипермаркета обязан произвести проверку:

  • комплектации изделия;
  • чека и иных документов;
  • целостности покупки и отсутствия следов амортизации.

Кроме того, работник просит у клиента паспорт. Прием товара у неавторизованного покупателя запрещен внутренними правилами. Кроме паспорта, можно предоставить иной документ, признанный удостоверением личности в рамках российского правового поля. Например, водительское удостоверение.

Менеджер отдела ИКЕА составляет акт о возврате покупки. В документе указывается наименование товара, его характеристики и состояние при приеме. Акт подписывается обеими сторонами.

Внимание: при сдаче некачественного приобретения придется заполнить претензию.

Сдача брака

Неликвидное изделие сдается так же, как качественное. Отличие состоит в том, что претензия к характеристикам объекта предъявляется в письменном виде. Клиенту нужно будет заполнить бланк на месте приема. В заявлении указываются такие данные:

  • персональная информация клиента в формате:
    • Ф. И. О.;
    • адрес проживания;
    • контактный телефон;
    • паспортные данные;
  • наименование продукции;
  • дата совершения покупки;
  • описание дефекта и обоснование невозможности использования товара по назначению;
  • требование:
    • заменить на аналогичный или другой товар;
    • снизить стоимость;
    • незамедлительно отремонтировать;
    • вернуть деньги;
  • перечень приложений (например, чек, паспорт изделия, инструкция по применению);
  • дата и подпись.

Скачать образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества

Подсказка: в законе указано право продавца на привлечение эксперта к выяснению виновника поломки. Если у менеджера возникнут сомнения по поводу причины дефекта, то он закажет независимую экспертизу. На ее проведение отведено до двадцати суток.

Сколько денег возвращают

Сумма зависит от нескольких обстоятельств дела. На первом месте причина возвращения товара в гипермаркет, на втором — габариты. Принципы расчета таковы:

  • при возвращении качественной продукции за доставку платит покупатель;
  • если речь идет о браке — продавец.

Таким образом, за небольшой предмет, который человек лично привез в магазин, вернут всю сумму в любой ситуации. Если же покупатель отказался от габаритной продукции хорошего качества, то придется оплатить доставку — до дома и обратно в супермаркет. То есть в двойном размере.

Внимание: перевозка брака полностью ложится на поставщика.

Когда вернут деньги

По закону, средства за сданную покупку продавец обязан передать клиенту в течение десяти дней. В такой же срок осуществляется выплата компенсации за:

  • снижение стоимости;
  • проведение ремонта своими силами.
Важно: деньги передаются клиенту тем же способом, каким осуществлялась оплата. То есть, если расчет происходил кредитной картой, то на нее должны поступить компенсационные.

ИКЕА предлагает клиентам оформление подарочной карты. Таковая принимается для оплаты покупок в сети гипермаркетов. Возмещение на подарочную карту происходит быстрее. Администрация предприятия понимает, что такой перевод представляет собой отложенную прибыль. Ведь клиент не сможет ни снять с карты денег, ни потратить их в ином магазине.

Затягивание сроков выдачи средств происходит в случае возникновения спорного вопроса по поводу виновника поломки изделия. Клиенту придется подождать выводов эксперта. Кроме того, если специалист решит, что изделие поломал покупатель, то средства за возврат не выплатят. В такой ситуации у гражданина есть возможность отстаивать свои права:

  1. Привлечь другого независимого эксперта (за свои средства);
  2. В случае получения выгодного заключения можно составить иск к ИКЕА и подать его в суд.

Сеть ИКЕА старается создать наиболее благоприятные и комфортные условия для своих клиентов. Все непонятные вопросы следует задавать сотрудникам гипермаркета. Они стараются быть на стороне покупателя и удовлетворять разумные требования.

Посмотрите видео о возврате товара в ИКЕА
Ссылка на текущую статью Правознайка