Крупные торговые площадки вводят во внутренние правила преференции для потребителей с целью увеличения оборота. Часть их относится к возможности вернуть доброкачественную и бракованную продукцию. Так, сеть гипермаркетов IKEA предоставляет клиентам ровно год на решение вопроса о нужности и полезности очередного приобретения. В течение 365 дней, как написано на официальном сайте компании, товар можно сдать или обменять на другой.
Разберем, как соотносятся внутренние правила ИКЕА с нормативами возврата продукции, установленными действующим законодательством Российской Федерации. Какие вещи можно вернуть, а какие обратно гипермаркет не примет. Каковы особенности работы ИКЕА с клиентами.
Условия возврата
Администрация компании выработала внутренние правила, касающиеся возврата покупок в торговую сеть. В целом, таковые соответствуют российскому законодательству. Однако компания несколько расширила преференции потребителя, что не нарушает нормативов.
Вернуть на склад разрешено вещи, не включенные в Перечень исключений, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998. Речь идет о годной продукции. В отношении брака Перечень не действует.
ИКЕА значительно расширяет период обмена годной продукции. Принести в гипермаркет ненужную покупку можно в течение года с дня заключения договора купли-продажи (есть исключения). При этом к вещи предъявляются такие требования (соответствующие нормативам федерального закона № 2300-1):
- сохранение товарного вида;
- отсутствие признаков использования по назначению;
- наличие:
- заводских пломб и бирок;
- упаковочной тары (не обязательно);
- предоставление чека об оплате.
Какие товары не примут
ИКЕА полностью выполняет условия Постановления Правительства РФ № 55. Так, не принимаются на обмен следующие виды продукции, включенные в Перечень:
- растения;
- товары, продаваемые метражом (клеенка, ковровые покрытия и другое);
- аккумуляторы и батарейки;
- текстиль;
- парфюмерная продукция;
- печатные изделия;
- предметы мебели;
- технически сложное оборудование, на которое устанавливается гарантия (для сада, кухни и так далее).
Кроме того, менеджеры не примут обратно вещи, имеющие следы использования. То есть, приносить необходимо новую продукцию, которая не пригодилась потребителю. В каждом гипермаркете есть исчерпывающий перечень вещей, не принимаемых на обмен.
Исключения из правил
ИКЕА предоставляет клиентам период опробования некоторых видов продукции. В частности, правило возврата качественного изделия распространяется на:
- матрасы, которые можно обменять в течение 90 дней (есть исключения);
- не подошедшие подушки и одеяла, что примут обратно в двухнедельный срок.
Указанные изделия разрешено обменять на более подходящие. Причем не обязательно указывать причину возврата. Желательно выполнять такие требования относительно вещей:
- сохранение товарного вида;
- отсутствие повреждений (разрывов, порезов, грязи);
- наличие чека и упаковки.
Бракованные изделия
Правила ИКЕА полностью соответствуют нормам российского законодательства относительно неликвида. Обнаружив брак, покупатель может предъявить гипермаркету претензию. Потребовать разрешено (статья 18 закона № 2300-1):
- возврата денег за товар;
- пропорционального уменьшения стоимости;
- компенсирования затрат на устранение недостатка;
- обмена вещи на другую с учетом разницы в стоимости;
- немедленного устранения дефекта.
В рамках закона магазин обязан принимать претензии относительно качества товаров в течение одного из таких периодов:
- годности;
- гарантии;
- разумных сроков, соответствующих двум годам, если гарантия не установлена.
Куда приносить изделие
На официальном портале сети приведена информация о том, что товары можно вернуть через любой из супермаркетов. То есть, покупателю не нужно отправляться в ту торговую точку, где делалось приобретение. Можно выбрать гипермаркет, располагающийся поблизости.
Привозить изделие для обмена желательно в часы работы торгового предприятия. Как правило, гипермаркеты открыты для посещения с 8.00 до 23.00. Некоторые закрываются в 2.00. В те же часы осуществляют работу с клиентами отделы возврата и обмена.
Алгоритм возврата продукции
Доставить вещь необходимо в отдел возврата и обмена. Таковые действуют в каждом гипермаркете сети ИКЕА. При себе клиент должен иметь паспорт. Необходимо объяснить менеджеру причину возврата товара:
- не подошел;
- выявлен брак или существенный недостаток (последнее актуально для технически сложной продукции).
Кроме самой вещи, чека и упаковки нужно предоставить в отдел инструкцию, паспорт на изделие, гарантийный талон (при наличии). Фактически покупка возвращается в том же виде и комплектации, в каком передавалась клиенту при заключении договора купли-продажи.
По закону, чек предъявлять не обязательно. Покупатель может привлечь свидетелей сделки, чтобы доказать факт приобретения в ИКЕА. Данное правило фактически нивелируется двумя обстоятельствами:
- вернуть приобретение разрешено в любой гипермаркет, работающий на территории РФ;
- ИКЕА торгует товаром, снабженным узнаваемой символикой.
Таким образом, перепутать изделия практически невозможно. Однако менеджеры рекомендуют сохранять платежную документацию. Наличие чека значительно упрощает взаимодействие с продавцом в решении спорных вопросов.
Действия принимающей стороны
Сотрудник гипермаркета обязан произвести проверку:
- комплектации изделия;
- чека и иных документов;
- целостности покупки и отсутствия следов амортизации.
Кроме того, работник просит у клиента паспорт. Прием товара у неавторизованного покупателя запрещен внутренними правилами. Кроме паспорта, можно предоставить иной документ, признанный удостоверением личности в рамках российского правового поля. Например, водительское удостоверение.
Менеджер отдела ИКЕА составляет акт о возврате покупки. В документе указывается наименование товара, его характеристики и состояние при приеме. Акт подписывается обеими сторонами.
Сдача брака
Неликвидное изделие сдается так же, как качественное. Отличие состоит в том, что претензия к характеристикам объекта предъявляется в письменном виде. Клиенту нужно будет заполнить бланк на месте приема. В заявлении указываются такие данные:
- персональная информация клиента в формате:
- Ф. И. О.;
- адрес проживания;
- контактный телефон;
- паспортные данные;
- наименование продукции;
- дата совершения покупки;
- описание дефекта и обоснование невозможности использования товара по назначению;
- требование:
- заменить на аналогичный или другой товар;
- снизить стоимость;
- незамедлительно отремонтировать;
- вернуть деньги;
- перечень приложений (например, чек, паспорт изделия, инструкция по применению);
- дата и подпись.
Скачать образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества
Сколько денег возвращают
Сумма зависит от нескольких обстоятельств дела. На первом месте причина возвращения товара в гипермаркет, на втором — габариты. Принципы расчета таковы:
- при возвращении качественной продукции за доставку платит покупатель;
- если речь идет о браке — продавец.
Таким образом, за небольшой предмет, который человек лично привез в магазин, вернут всю сумму в любой ситуации. Если же покупатель отказался от габаритной продукции хорошего качества, то придется оплатить доставку — до дома и обратно в супермаркет. То есть в двойном размере.
Когда вернут деньги
По закону, средства за сданную покупку продавец обязан передать клиенту в течение десяти дней. В такой же срок осуществляется выплата компенсации за:
- снижение стоимости;
- проведение ремонта своими силами.
ИКЕА предлагает клиентам оформление подарочной карты. Таковая принимается для оплаты покупок в сети гипермаркетов. Возмещение на подарочную карту происходит быстрее. Администрация предприятия понимает, что такой перевод представляет собой отложенную прибыль. Ведь клиент не сможет ни снять с карты денег, ни потратить их в ином магазине.
Затягивание сроков выдачи средств происходит в случае возникновения спорного вопроса по поводу виновника поломки изделия. Клиенту придется подождать выводов эксперта. Кроме того, если специалист решит, что изделие поломал покупатель, то средства за возврат не выплатят. В такой ситуации у гражданина есть возможность отстаивать свои права:
- Привлечь другого независимого эксперта (за свои средства);
- В случае получения выгодного заключения можно составить иск к ИКЕА и подать его в суд.
Сеть ИКЕА старается создать наиболее благоприятные и комфортные условия для своих клиентов. Все непонятные вопросы следует задавать сотрудникам гипермаркета. Они стараются быть на стороне покупателя и удовлетворять разумные требования.