О законах и правах простым языком

Как вернуть деньги за товар ненадлежащего качества

Право на возврат ненадлежащей продукции предусмотрено действующим законодательством. О том, когда возможен возврат денежных средств за некачественный товар, как вернуть деньги за товары ненадлежащего качества, какие недостатки могут при этом быть обнаружены, а также какие установлены сроки возврата денег за товар, расскажем в этой статье.

Возврат товара

Возврат денег за приобретённый некачественный товар регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (- далее ГК РФ);
  • Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (- далее ЗоЗПП).

Указанные акты регулируют взаимоотношения продавца и покупателя, а также порядок действий при осуществлении возврата денег за некачественный товар.

Существует определённое разделение продукции, возврат за которую производится либо невозможен:

  1. Денежные средства возвращаются по первому требованию покупателя за следующие товары:
    • простые бытовые принадлежности;
    • спортивный инвентарь;
    • мебель и другие предметы для дома (жилья);
    • средства, предназначенные для личной гигиены;
    • книги;
    • продукты питания и пр.;
  2. Денежные средства могут быть возвращены, но только при выявлении существенных недостатков. Это правило относится к технически сложным изделиям, например, стиральная машина. Помимо этого, если у товара названной категории уже ранее был выявлен недостаток и устранён посредством проведения ремонтных работ. Список таких изделий содержится в специальном Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 575;
  3. Денежные средства не будут возвращены. Это относится к следующей продукции:
    • недостатки, которые возникли по вине потребителя;
    • у которой истёк гарантийный срок.
Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»

Недостатки и гарантия

Недостатки можно обнаружить на:

  • самом изделии, в видимых местах;
  • комплектующих составляющих продукции;
  • упаковке, предназначенной для многоразового пользования.

Следует также знать о разделении недостатков в зависимости от причины их возникновения. За обнаруженные перечисленные дефекты также может быть произведён возврат денежных средств за некачественный товар:

  1. Заводской дефект. Этот вид недостатка относится только непродовольственным изделиям. Иными словами, несоответствие ГОСТ, ТУ или иным требованиям;
  2. Производственный брак. Этот вид недостатка принято сопоставлять с продовольственными товарами. Иными словами, необоснованное отклонение от рецептуры, несоответствие внешней формы и пр.;
  3. Хранение. Этот показатель также характерен, в большей степени, для продовольствия. Например, неправильный режим хранения привёл к порче продукции;
  4. Транспортировка. Например, небрежная перевозка привела к порче бытовой техники;
  5. Действия иных лиц: действия самих продавцов, приведшие к порче;
  6. Природные явления, возникшие до передачи товара покупателю. Таковыми могут быть неуправляемые обстоятельства природного характера, вследствие которых произошла порча продукции;
  7. Действия покупателя, не обладающего должными сведениями, инструкциями по применению и использованию.

При этом существует целый список недочётов (недостатков), которые никак не могут быть признаны гарантийными:

  1. Небрежное использование продукции покупателем.
  2. Неправильная транспортировка покупателем после его покупки.
  3. Неправильное хранение.
  4. Воздействие природной стихии либо третьих лиц после покупки.
  5. Произведение самостоятельных ремонтных работ.
  6. Недостатки, прямо прописанные в договоре купли-продажи.
На заметку! Если же после приобретения изделия обнаруживается, что в нём присутствует и заводской дефект и недостаток, возникший по вине покупателя, добиться однозначного возврата денежных средств не удастся. Однако можно договориться с продавцом о соразмерном уменьшении суммы.

Претензия

Предъявить претензию о возврате денег за товар ненадлежащего качества продавцу допустимо в течение всего гарантийного срока (п.1 ст. 19 ЗоЗПП).

Этим же пунктом установлено, что если гарантийный срок отсутствует, предъявить претензию возможно в течение 2 лет с момента покупки, но при условии, если самим договором не установлен более продолжительный период.

Если же гарантийный срок составляет менее 2 лет, но недочёты были обнаружены именно в этот период, возможно предъявление претензии с доказательством того факта, что дефекты возникли до приобретения и не по вине покупателя.

Внимание! Предъявить требование можно и по истечении двухлетнего периода, но только производителю (уполномоченному представителю) и только в случае обнаружения существенного недостатка, если определён срок службы товара.

Также в этом случае подать претензию можно в течение 10 лет с момента передачи продукции покупателю, если срок службы изделия не определён.

Правом предъявления соответствующей претензии обладает покупатель. Однако, если со временем товар будет перепродан, доказывать факт перепродажи (дарения, отчуждения) новый владелец не должен.

Как уже говорилось выше, написать претензию можно следующим лицам:

  1. Продавцу, но только в период гарантийного срока либо по истечении гарантии, но в пределах двухлетнего срока.
  2. Производителю (уполномоченному представителю) в эти же сроки, что и продавцу. При выявлении существенных недостатков по истечении 2 лет, но в период определённого срока службы, в течение 10 лет, без определённого срока службы.

Во избежание конфликтных ситуаций, рекомендуется претензию оформлять в письменном виде. Один экземпляр направлять в адрес продавца с обязательным проставлением подписи лица, получившего уведомление. Если же от получения претензии представители продавца на месте отказываются, допустимо её направление почтой, с уведомлением о вручении.

Скачать заявление на возврат денег за товар ненадлежащего качества

Статья 19 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара»

Срок возврата денег

Возврат денежных средств покупателю должен быть в сроки, определённые по закону, а именно ст. 22 ЗоЗПП. Значит, требование о возврате денег должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента предъявления претензии.

Иными словами, возвратить наличные денежные средства, переданные при покупке, продавец обязан в течение 10 дней.

Отвечая на вопрос, какой срок возврата денег (средств) за товар, оплаченный безналичным расчётом, однозначно можно ответить, что такой же. И ответственность за несвоевременное исполнение банком своих поручений лежит на плечах продавца.

Внимание! Возместить средства, потраченные на доставку, а также иные услуги, например, проведение экспертизы, услуги по консультации у юриста, также должен продавец по приложенным соответствующим расходным бумагам.

В случае если продавец совершает одно из перечисленных действий, за разрешением вопроса следует незамедлительно обращаться в судебные органы:

  • Не возвращает денежные средства;
  • Предлагает или навязывает другую продукцию;
  • Предлагает возврат изделия в отремонтированном виде.

Какие суммы покупатель вправе требовать к возврату (ст. 24 ЗоЗПП):

  1. Сумму, подтверждённую чеком или иными бумагами, выданными при покупке некачественной продукции.
  2. Разницу между ценой за приобретённый товар и ценой аналогичного изделия на момент удовлетворения требований или вынесения решения суда.
  3. Все средства, уплаченные за некачественный товар, приобретённый в кредит, а также возмещение суммы за предоставление кредита.
  4. Денежные суммы за некачественный товар, приобретённый с использованием потребительского кредита, а также проценты и иные суммы по нему.

Статья 22 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя»

Статья 24 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества»

Неисполнение продавцом своих обязанностей

В случае если сроки возврата денег за товар ненадлежащего качества продавцом умышленно затягиваются либо он вовсе отказывается исполнять требования покупателя, либо просто игнорирует их, в соответствии со ст. 22 ЗоЗПП подлежит оплате неустойка. Сумма указанной неустойки исчисляется в размере 1% от цены за каждый день просрочки.

При этом п.5 ст. 13 ЗоЗПП определяет, что названные требования об уплате неустойки также должны быть возмещены в добровольном порядке.

В случае если эти требования также остались без ответа либо были не удовлетворены, покупатель может обратиться за взысканием соответствующих сумм в судебном порядке.

Возможность возврата денег за товар ненадлежащего качества прямо предусмотрена действующим законодательством. При несоблюдении продавцом условий по возврату, а также игнорировании требований покупателя возможно судебное разбирательство, итогом которого может стать не только взыскание соответствующей суммы, но и неустойки, и иных денежных сумм, понесённых продавцом в рамках указанного дела.

Статья 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей»

Посмотрите видео о возврате денег за товар ненадлежащего качества
Ссылка на текущую статью Правознайка