О законах и правах простым языком

Права пассажиров РЖД, о которых нужно знать!

В пределах Российской Федерации взаимоотношения клиентов и поставщиков услуг регулирует действующее законодательство. В том числе под него подпадают пассажиры железных дорог и предприятие, осуществляющее перевозки. Права граждан описаны в нескольких нормативных актах, о чем далеко не всем известно.

Правила установлены для всех пассажиров. То есть выполнять их обязаны едущие граждане и проводники, кассиры и руководители подразделений РЖД. Разберем, какие привилегии полагаются пассажирам в РФ. Как ими воспользоваться. Когда и кому следует жаловаться.

Законодательное регулирование

Все пассажиры по российскому законодательству — это потребители услуг. А РЖД в правовом поле признается поставщиком. Поэтому регулируют взаимоотношения сторон такие акты:

Регулируют нормативные акты размеры и объем багажа, правила приобретения и обмена проездных талонов, размещение провозимой клади и иное. В частности, некоторые нормы расширяют права людей с ограничениями по здоровью.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров

Нормы по перевозке багажа

Чемоданы и коробки довольно сильно загружают вагоны. Поэтому к их массе и габаритам предъявляются серьезные требования. А именно:

  1. Без дополнительной платы владелец билета может провозить:
    1. груз массой до 36 кг и габаритом до 180 см (суммируются три измерения);
    2. коляску для малыша или инвалида.
  2. Для пассажиров дальнего следования и вагонов СВ объем расширен до 50 кг на одного человека.
  3. За дополнительную плату разрешено провозить:
    1. до 50 кг груза сверх нормы;
    2. один велосипед на человека (размещается в тамбуре);
    3. коробку с аппаратурой по габаритам не более 180 см (в сумме).
Подсказка: пассажир имеет право на приобретение багажного места в отдельном вагоне (если таковой предусмотрен). В нем можно перевозить больше грузов.

Что взять в вагон нельзя

Правилами РЖД не допускается загрузка в вагоны предметов, которые могут нанести вред помещению или вещам иных людей. Таковые не допускаются даже при наличии билетов. Груз выносится на перрон станции отправления. При возникновении споров начальник поезда может задержать отправку.

Кроме того, запрещена перевозка оружия без специальной упаковки (кобуры). Ее наличие обязан проверить проводник. Не пустят на место с ядами ли тарой, вызывающей подозрения в их наличии у пассажира. В случае возникновения сомнений проводник извещает начальника состава, а последний — правоохранительные органы.

Важно: РЖД не несет ответственности за убытки, причиненные гражданам-нарушителям правил. Взыскать с компании стоимость проездных документов не получится.

Кроме того, за сохранностью ручной клади обязан следить сам путешественник. РЖД не отвечает за то, что человек взял с собой в вагон. А за сохранность клади, переданной в багажное отделение, отвечает администрация железных дорог.

Животные и биоматериалы

На домашних любимцев необходимо оформлять отдельный проездной талон. Таковой выдадут в кассе только при наличии справки о безопасности животного для окружающих. При этом разрешено путешествовать не только с кошками или собаками, в вагон пускают даже с пчелами. Но при соблюдении ветеринарных требований.

Домашнего любимца разрешено помещать на свое посадочное место или в багажное отделение. Но кормить его в пути придется самостоятельно. Кроме того, пчелам требуется постоянный сопровождающий. Просто так без человека их не погрузят.

Отдельно регламентируется перевозка биоматериалов. Таковые можно транспортировать исключительно в отдельном купе. То есть гражданину придется заплатить за четыре билета и еще за багаж сверх нормы.

Размещение клади

В вагонах устроено несколько мест для багажа:

  • верхнее отделение (полка);
  • рундук — под нижним спальным местом.

Законодательство предписывает пассажиру использовать пространство рядом с посадочным местом. То есть рундук для тех, у кого билет на нижнюю полку, а третий отсек — на верхнюю. Однако допускается договоренность между соседями. Люди могут разместить чемоданы так, как всем удобно. Правила используются только для решения спорных ситуаций.

Важно: строго запрещено оставлять клад в проходах (соблюдается не всегда). Но если сумка или коробка мешает, то можно пожаловаться проводнику.

Дети

Для малолетних пассажиров, следующих в сопровождении взрослых, распространяются определённые привилегии. Они таковы:

  1. Малыша до пяти лет можно брать с собой без дополнительной платы. При этом есть ограничения:
    1. только одного на маму или иного взрослого;
    2. без предоставления дополнительного места (на свое полке).
  2. Если малышей до пяти лет несколько, то им понадобится детский проездной талон. На него полагается отдельное место. Расположить на нем разрешено не более двоих малолетних. Получается, что на тройню придется приобрести один детский билет (двое на отдельной полке, третий — с мамой).
  3. Если ребенку нужна отдельная полка, то придется брать детский талон.
  4. Детский тариф установлен для несовершеннолетних от пяти до десяти лет.
  5. Ребенку, которому на момент поездки уже есть 10, придется приобретать взрослый билет.
Важно: возраст определяется на дату начала путешествия. При себе взрослый обязан иметь оригинал свидетельства о рождении.

Нарушителей правил перевозки малолетних обяжут оплатить проезд. При отказе — ссадят с поезда, а деньги не вернут.

Выбор вагона

Отдельно в нормативных документах рассмотрено право человека на удобство путешествия. Дело в том, что на часть билетов в кассах устанавливается квота. Если ее не выбрали до отправки, то в удобных вагонах образуются свободные места. Приоритетное право на занятие такового отдано имеющимся в составе пассажирам. Им следует заявить о желании перейти в купейный вагон или СВ.

Внимание: более удобное место предоставляется при внесении разницы в цене. Расчет позволено производить начальнику поезда (выдается квитанция).

Что разрешено пассажирам с верхних мест

По правилам каждый человек должен занимать место, указанное в проездном документе. Отдельно не описаны права людей, которым достались верхние места. Использование более удобного положения допускается только по договоренности с соседями.

В случае освобождения нижнего места человек может попросить предоставить его. Но урегулировать момент следует с начальником поезда, как в предыдущем случае.

Временная остановка по пути следования

Правилами разрешается прервать путешествие. При этом далее использовать можно тот же билет, но с определенными нюансами:

  1. Прерывание следования разрешено на срок, не превышающий десяти дней.
  2. В течение трех часов с момента остановки состава на станции следует обратиться в кассу.
  3. Работнику сообщается время остановки на станции (не более десяти дней) и желаемую дату продолжения путешествия.
  4. Продление билета осуществляется после внесения сбора за переоформление и стоимости плацкарты при наличии свободных мест.

Если пришлось задержаться на станции по состоянию здоровья, то ограничения снимаются. Но в кассу придется предоставить справку о сроке заболевания.

Изменение даты отъезда

Права пассажиров расширены на случай переноса начала путешествия. При этом законодатель учел желание отправиться в дорогу пораньше и случаи опоздания к старту. Правила таковы:

  1. Если в составе есть свободные места, то можно переоформить билет на более раннюю дату (время). В кассе ставят отметку о переносе.
  2. Опоздавший на состав путешественник получил право на восстановление талона. Таковое производится при обращении в кассу:
    1. не позже 12 часов со времени отправки в обычной ситуации;
    2. в течение пяти дней, если опоздание произошло по болезни или из-за несчастного случая (требуется документальное подтверждение).
  3. Опоздавшим может восстановить право двумя способами:
    1. получить обратно деньги, внесенные за проезд, кроме плацкарты;
    2. переоформить талон на иное время, заплатив плацкарту.
Подсказка: опоздание в пункте пересадки по вине железных дорог не приводит к взиманию дополнительной платы. Талоны переоформляют на подходящий маршрут бесплатно.

Обслуживание в поездке

Проводнику устанавливается ряд обязанностей по обслуживанию клиентов. Их перечень и объем может варьироваться в зависимости от маршрута и состава (фирменные, к примеру). Но существует базовый — обязательный для любого вагона. Он таков:

  • предоставление по требованию клиента:
    • швейных принадлежностей;
    • посуды (стакан и чайная ложка);
    • кипятка;
    • аптечки;
    • настольных игр;
    • умывальных принадлежностей (только в фирменных составах);
  • обеспечение клиентов доступом к электропитанию для зарядки гаджетов;
  • подготовка спальных мест:
    • на верхних полках в купе и СВ;
    • по просьбе больных, инвалидов, беременных и пенсионеров — в любом.
Внимание: во время следования необходимо информировать проводника о резком изменении в состоянии здоровья для организации доступной медицинской помощи.

Нарушения в работе РЖД

Права клиентов полностью соблюдаются при задержке или отмене состава. Так, клиент может потребовать:

  • возврата полной стоимости талона;
  • пени в размере 3% от цены за каждый час задержки;
  • компенсации морального вреда;
  • оформления проезда на ином поезде без дополнительной платы.
Внимание: для получения компенсации за моральный ущерб придется обращаться в суд.

Если проводник не может обеспечить клиента местом согласно проездным документам, то вопрос решается следующим образом:

  • человека переводят в вагон классом выше без взимания платы;
  • предоставляют имеющеюся полку более низкого класса с возвратом разницы в цене;
  • полностью компенсируют стоимость поездки;
  • переоформляют проездной документ на иной состав.

Возврат проездного документа человек может произвести по своей инициативе (передумал ехать). При этом сумму к возмещению переделяют в зависимости от времени возврата:

  • свыше восьми часов — полностью;
  • от 8 до 2 — 50%;
  • менее 2 — не возмещают стоимость плацкарты.
Подсказка: утерянный билет можно восстановить, если сказать кассиру дату и номер рейса и показать паспорт.

Когда могут ссадить с состава

В некоторых ситуациях пассажир может утратить право на проезд. Основные таковы:

  1. Нарушение общественного порядка, в том числе злоупотребление спиртным. Решение о высаживании принимает сотрудник правоохранительных органов.
  2. Внезапное расстройство здоровья вплоть до критического состояния. Проводник вызывает медработников, которые принимают решение о госпитализации на ближайшей станции.
  3. Выявление безбилетного пассажира. Таковой факт приводит к удалению из состава только в том случае, если «заяц» отказывается оплатить проезд.

Вопросы, вызванные отсутствием регистрации электронного билета, решает начальник состава. Как правило, человеку разрешают доехать до следующей станции и там выполнить необходимую процедуру.

Курение и распитие спиртного в купе и плацкарте строго запрещено. В вагоне-ресторане продаются горячительные напитки. В иных местах потребление приведет к составлению протокола и штрафу.

Посмотрите видео о правах пассажира поезда
Ссылка на текущую статью Правознайка