О законах и правах простым языком

Можно ли вернуть товар в магазин ОБИ и как правильно это сделать?

Большие торговые компании устанавливают собственные правила взаимоотношений с недовольными клиентами. Так, ОБИ разработала правила:

  • возврата вещей;
  • обмена покупок;
  • предъявления претензий.

Гипермаркеты компании работают в Российской Федерации. А это означает необходимость подчиняться местному законодательству. Внутренние правила ОБИ должны полностью соответствовать нормативным актам, иначе у предприятия будут проблемы с контролирующими органами. Разберем, как на практике покупатель может осуществить возврат приобретения на прилавок ОБИ. Какие вещи разрешено обменивать, а какие не примут ни при каких обстоятельствах.

Законодательное урегулирование

Правила взаимоотношений покупателя и продавца в российском правовом поле регламентируются федеральным законом № 2300-1 от 07.02.1992. В его статьях разобраны отдельные нюансы возврата приобретений, сроков осуществления таковой операции и возмещения средств.

В статье 18 нормативного акта указано, какая продукция подлежит возврату, а в приеме какой продавец обоснованно откажет. Так, принести обратно разрешено следующие вещи:

  • бракованные;
  • не подошедшие по размеру, габаритам, фасону и так далее (есть исключения);
  • имеющие существенные недостатки.

Законодательство делит приобретения на два вида: простые и технически сложные. Для каждого установлены отдельные нормы возврата. К примеру, на технически сложную продукцию производитель обязан предоставлять гарантию. А это означает необходимость выполнения ряда мероприятий:

  • обеспечение работоспособности оборудования в течение гарантийного срока;
  • поставка в продажу комплектующих и расходных материалов, необходимых для нормального функционирования прибора;
  • создание сети сервисов гарантийного обслуживания.
Внимание: внутренние правила ОБИ полностью соответствуют положениям российского законодательства.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Статья 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»

Что примут, а что нет

Гипермаркеты ОБИ не берут обратно продукцию, включенную в Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату. Данный реестр утвержден Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998. В него включено 14 пунктов, не все из которых касаются торговой компании ОБИ.

Обоснованно, с точки зрения российского закона, не примут на обмен в гипермаркете следующие товары:

  • предметы мебели;
  • текстиль;
  • бытовую химию;
  • средства химпрома, выпускаемые для сельского хозяйства;
  • растения;
  • кухонную утварь, изготовленную из полимеров;
  • строительные материалы, которые продаются метражом (к примеру, ковровое покрытие, пленки, линолеум и другое).

Не подлежит обмену также технически сложное оборудование. В ОБИ реализуют такие образцы, включенные в Перечень:

  • садовая техника;
  • водонагреватели;
  • снегоуборочные механизмы и иное.

Остальную продукцию можно обменять или вернуть ввиду неподходящего фасона, цвета, габаритов и иного. Кроме того, торговая марка заботится о репутации. А это означает выполнение требования потребителя в отношении замены или возмещения средств за товары ненадлежащего качества.

Подсказка: не примут обратно уцененную продукцию. Стоимость ее снижается ввиду наличия определенных недостатков, информация о которых доводится до покупателя заблаговременно.

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» 

Возврат продукции надлежащего качества

Внутренние правила ОБИ расширяют возможности покупателей по обмену качественных вещей, не включенных в Перечень. Так, принести приобретение обратно разрешено в течение 101 дня. Об этом говорится на официальном сайте предприятия. А для участников программы лояльности период увеличен до 120 дней.

Для сведения: в случае возврата товара, осуществленного позже 14 дней с даты покупки, средства перечисляются на подарочную карту. Потратить их человек сможет в том же гипермаркете. То есть, не нарушая закон, предприятие стимулирует потребителя на приобретения на своих прилавках.

Принимается менеджерами продукция, не потерявшая товарного вида. Это означает следующее:

  • наличие заводских пломб и бирок;
  • отсутствие следов употребления по прямому назначению.

Продавцы требуют сохранения упаковочной тары. Вопрос о коробках спорный. В законе напрямую таковые не указаны. Однако с целью недопущения возникновения конфликтной ситуации лучше сохранить тару и принести в магазин вместе с товаром.

Бракованные товары

Некачественная продукция обменивается или возвращается в рамках российского законодательства. Так, покупатель (статья 18 закона) имеет право выдвинуть следующие требования менеджеру:

  • заменить товар на такой же или любой другой с учетом разницы в стоимости;
  • уменьшить цену соразмерно обнаруженному недостатку;
  • вернуть средства:
    • за сданное приобретение;
    • за ремонт, осуществленный своими силами;
  • немедленно устранить поломку.

Требование производителю или реализатору разрешено предъявлять в течение:

  • действия гарантии, при наличии таковой;
  • двух лет, если покупатель сможет доказать виновность производителя в браке.

В отношении технически сложных устройств действуют иные правила. Возвращение в гипермаркет таковых возможно в течение первых пятнадцати дней. По истечении обозначенного срока проводится гарантийный ремонт. Следовательно, обращаться следует в сервис.

Кроме того, предъявить претензию покупатель может при таких обстоятельствах:

  • обнаружен существенный дефект, не позволяющий использовать оборудование по назначению;
  • из-за постоянного ремонта прибором невозможно было пользоваться месяц в течение года (нужно подтвердить документами из сервиса);
  • ремонтные работы продлились более установленного 45-дневного срока.

Обмен продукции на иную проводится в течение семи дней (статья 21). Если потребуется экспертиза для установления причины брака, то период продлевается до 20 суток. На возмещение убытков, компенсирование части стоимости брака предприятию отводится десять дней (статья 22).

Подсказка: деньги возвращают только за товар. Стоимость дополнительных услуг (доставка, сборка) не компенсируется.
Скачать для просмотра и печати:

Статья 21 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Замена товара ненадлежащего качества»

Статья 22 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя»

Особенности ОБИ

Торговая компания старается сохранить клиентов путем предоставления приятных бонусов. К ним относятся следующие:

  • в течение первых двух недель стоимость возвращенного товара компенсируется в полном объеме;
  • с 15-го по 101 день — деньги возмещают на подарочную карту, рассчитаться которой можно только в ОБИ;
  • предприятие предоставляет услуги доставки бесплатно при обнаружении неликвида.

За доставку в гипермаркет качественной продукции для сдачи придется заплатить потребителю. Товар привезти можно самостоятельно в часы работы гипермаркета с 8.00 до 23.00.

Алгоритм предъявления претензии

В ОБИ действует специальная служба, занимающаяся работой с недовольными клиентами. Возврат товаров осуществляется через ее подразделения. Порядок установлен действующим законодательством. Он требует от потребителя выполнения следующих операций:

  1. Составление письменной претензии с указанием:
    • персональных данных;
    • даты покупки;
    • причины возвращения;
    • требования (обмен, возмещение средств, уменьшение стоимости или ремонт);
  2. Подтверждение совершения покупки в ОБИ:
    • при возврате годного товара путем предоставления чека;
    • при обмене неликвида можно подтвердить факт свидетельскими показаниями;
  3. Организация доставки продукции:
    • своими силами;
    • путем привлечения специализированной службы.

Средства переводят тем же способом, каким происходил расчет. Если покупатель платил наличными, то ему отдадут деньги, если картой — то переведут на нее. Закон требует произвести операцию в течение 10 дней. Как правило, ОБИ срок сокращает.

Скачать образец претензии на возврат товара надлежащего качества

Особенности интернет-покупок

Методика взаимоотношений между продавцом и покупателем через интернет регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.07. В отношении возврата продукции внутренний порядок ОБИ в точности их повторяет, слегка расширяя сроки. А именно:

  1. От приобретения разрешено отказаться по Правилам в период осуществления доставки и в течение семи дней после ее осуществления;
  2. Расходы по доставке придется оплатить потребителю;
  3. ОБИ расширяет данные границы до 101 дня;
  4. При возвращении неликвида доставку оплачивает поставщик;
  5. Однако продукцию необходимо отправить в тот же гипермаркет фирмы, в котором производился заказ.

Если менеджеры гипермаркета нарушат законодательство, то пожаловаться на их действия можно:

  • в центральный офис предприятия;
  • в Роспотребнадзор;
  • в суд.
Важно! Для решения спорного вопроса в судебной инстанции истцу потребуется доказательная база. Необходимо сохранять чеки, паспорт изделия, переписку с магазином и иные документы.
Скачать для просмотра и печати:

Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»

Посмотрите видео об обмене пылесоса в ОБИ
Ссылка на текущую статью Правознайка