На основании ч. 2 ст. 1.2 ФЗ № 54 от 22 мая 2003 года, пользователь ККТ обязан осуществить выдачу приобретателю товара кассового или товарного чека, а также, если потребитель предоставил номер телефона или адрес электронной почты — еще и направить чек на соответствующий вид связи.
Что говорит закон
Надлежащее качество — это состояние купленной вещи, при котором достигается соответствие ТМЦ всем потребительским свойствам, заявленным продавцом или управомоченным изготовителем.
Проще говоря, надлежащее качество продукции — это отсутствие в ней обычных недостатков и существенных.
Положения о возврате товара такого рода приведены в ст. 25 Закона России № 2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» (далее — Закон):
- поменять можно только непродовольственную продукцию;
- обмен возможен только в течение 14 суток, отсчитываемых со дня, следующего за днем приобретения;
- замена возможна только на аналогичный товар;
- главные условия — у ТМЦ при ее возврате должны быть сохранены все заводские ярлыки и пломбы, продукция не должна быть в употреблении, товарный вид должен быть сохранен.
Статья 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества»
Порядок возврата товара в магазин
Общий порядок действий гражданина:
- нанести визит на точку продажи до истечения 14 суток (не считая дня приобретения);
- сообщить должностному лицу магазина о желании осуществить обмен, при необходимости написав заявление на имя директора;
- вернуть товар должного качества обратно;
- получить аналог взамен;
- если же аналога нет, следует ходатайствовать о расторжении ДКП и возврате уплаченных денег за товар (ч. 2 ст. 25 Закона), или заключить соглашение, предписывающее продавцу незамедлительно оповестить потребителя о поступлении аналога в продажу.
Если чек отсутствует
При отсутствии чека события могут развиваться по одному из 4 направлений:
- продавец попросит написать заявление об утере кассового чека, с требованием предъявить паспорт;
- должностное лицо магазина просто проверит кассовую ленту и найдет второй экземпляр чека (или просто запросит нужную информацию у оператора фискальных данных — прим. ред.);
- магазин согласится заслушать свидетельские показания;
- самый плохой вариант — полный отказ магазина от обмена.
В последнем случае следует действовать так:
- написать досудебную претензию, указав в ней, помимо других обязательных реквизитов, еще и дату, время, место покупки, Ф. И. О. кассира (в общем, известные покупателю обязательные реквизиты из чека);
- если это не поможет — написать жалобу в местный Роспотребнадзор;
- параллельно с жалобой в Роспотребнадзор можно подать исковое заявление в суд в соответствии с положениями Главы 12 ГПК РФ.
Скачать заявление о возврате денежных средств при утере чека
Скачать образец искового заявления о защите прав потребителей
Как вернуть товар, имеющий недостатки
Основные положения о возврате такого рода продукции в 2020 году представлены в ст. 18 Закона.
Существует 5 вариантов требований приобретателя о:
- замене товара на аналогичный;
- замене на другой товар с перерасчетом цены покупки;
- уменьшении цены за купленную продукцию соответственно выявленному недостатку;
- устранении недостатков на месте;
- расторжении ДКП и возврате себе уплаченных денег.
Какое именно требование из вышеуказанных выдвинуть, решает сам покупатель.
Статья 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»
Процесс возврата товара с наличием дефектов
Порядок действий будет следующий:
- определение, относится ли вещь к технически сложным (см. в Постановлении Правительства № 924 от 10 ноября 2011 года), и если да, то нужно успеть вернуть в течение 15 дней, кроме регламентированных случаев (см. аб. 9, 10 и 11 ч. 1 ст. 18 Закона);
- определение вида требования (аннулирование ДКП, замена на аналог, замена на другой товар и др.);
- установление, есть ли разногласия — если да, то продавец может осуществить экспертизу (аб. 3 ч. 5 ст. 18 Закона);
- если возникает спор относительно отсутствия чека, следует пригласить свидетелей (аб. 2 п. 43 Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28 июня 2012 года);
- если показания свидетелей не принимаются — тогда нужно зафиксировать данный факт на средство фото- или видеофиксации и обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Можно ли вернуть товар по истечении 14 суток
Если речь идет о товаре должного качества, то нет.
Если речь идет о вещи с недостатками, то предъявить требования, указанные в ч. 1 ст. 18 Закона, можно в течение:
- срока гарантии (ч. 1 ст. 19 Закона);
- если он не установлен — в течение 2 лет со дня покупки.
Какие товары не подлежат возврату и обмену
Примеры таких ТМЦ:
- трикотаж;
- бытовая химия;
- мебель;
- ювелирные украшения;
- косметика и парфюмерия;
- предметы личной гигиены и др.
Когда продавец имеет полное право отказать в возврате
Отказ возможен, если:
- у покупателя нет чека и он не предоставил доказательства факта покупки у конкретного продавца — гарантийный талон, показания свидетелей, выписку с банковского счета о совершенной транзакции в пользу магазина и др.;
- прошел 14-дневный срок для товара должного качества;
- закончился срок гарантии или 2-летний срок для ТМЦ недолжного качества;
- покупатель предъявляет требования по истечении 15 суток с даты покупки в отношении технически сложного товара, не имеющего существенных недостатков;
- о наличии у ТМЦ определенных дефектов продавец сообщил приобретателю в день покупки;
- покупатель отказывается от ТМЦ, имеющей должное качество, в случае, если ее продажа осуществлялась дистанционным образом в соответствии со ст. 26.1 Закона, и она (ТМЦ) имеет индивидуально-определенные свойства.
Статья 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Дистанционный способ продажи товара»