Несмотря на постоянное усовершенствование методики сдачи готовой продукции на производствах, с браком покупатели сталкиваются регулярно. Законодательство Российской Федерации защищает потребителя от негодных изделий. Причем продукция разделены на две большие группы. В отношении технически сложного оборудования приняты отдельные правовые нормы.
Разберем, как по закону потребовать от поставщика доведения сложного по техническим параметрам изделия до приемлемого качества. Какие права дает потребителю нормативная база Российской Федерации. Как следует поступать, обнаружив производственный недочет в сложном механизме.
Нормативная база
Регулирование отношений поставщика и потребителя в российском правовом поле осуществляется в рамках федерального закона № 2300-1 от 07.02.1992. Статья 18 указанного акта раскрывает возможности покупателя, столкнувшегося с негодной продукцией. Они таковы:
- Человек может выставить претензию:
- продавцу;
- поставщику;
- импортеру;
- изготовителю;
- Суть требования может быть такова (по желанию заявителя):
- заменить изделие на:
- иное той же марки;
- другое в пределах стоимости;
- вернуть средства;
- отремонтировать брак незамедлительно за деньги продавца;
- разорвать договор купли-продажи.
- заменить изделие на:
В отношении технически сложных изделий не действует обычная норма о возврате в течение двух недель. Это связано с тем, что статьей 5 закона на производителя возлагаются обязанности по:
- установлению срока службы товаров длительного пользования;
- обеспечению качественной работы оборудования, в том числе поставок комплектующих.
Однако законодатель оставил покупателю возможность вернуть технику в магазин. Таковое возможно, если в течение определенного периода будут выявлены серьезные недостатки, не указанные в договоре купли-продажи.
Что называют технически сложным изделием
Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ № 924 от 10.11.11. К таковым отнесены следующие:
- Летательные аппараты различных видов;
- Транспортные средства, работающие на принципе внутреннего сгорания;
- Сельскохозяйственная техника;
- Снегоходы с разными типами двигателей;
- Катера, лодки и иные суда для туристических, спортивных и прогулочных целей;
- Навигационное оборудование бытового назначения;
- Компьютеры всех модификаций;
- Многофункциональные устройства, созданные на лазерном и струйном принципах;
- Игровые приставки, аппараты для спутникового телевидения;
- Телевизоры;
- Фото и видеокамеры, объективы;
- Холодильное оборудование, стиральные машины, посудомоечные устройства, плиты кухонные, кондиционеры и подобные устройства;
- Инструменты с электрическим приводом;
- Часы разных видов с двумя и более функциями.
О сроках возврата
Законодательство четко регулирует периоды, когда сложная техника может быть возвращена поставщику. Всего можно выделить четыре периода:
- первые пятнадцать дней использования;
- с 15 дней до окончания гарантийного срока;
- после завершения гарантии, если таковая предоставлена на срок менее двух лет;
- в течение двух лет, если гарантийный талон не выдавался.
Порядок действий потребителя, столкнувшегося с промышленным браком, зависит от времени выявления недостатков. Кроме того, законодатель отдельно регулирует права покупателя в течение срока гарантии.
Как вернуть в первые пятнадцать дней
Пятнадцатидневный период отведен потребителю для опробования изделия. Таковой указан в статье 18 нормативного акта. Если человек обнаружит брак, не позволяющий использовать весь заявленный функционал оборудования, то он может сделать следующее:
- вернуть изделие в магазин;
- потребовать замены на аналогичное или другое по выбору с перерасчетом стоимости;
- взыскать с производителя затраты на исправление недочетов;
- разорвать договор.
Замена изделия должна быть проведена в недельный срок. Если требуется дополнительное исследование (экспертиза), то у продавца есть двадцать дней. А вот средства он обязан выплатить за возвращенную технику в течение десяти суток.
Права потребителя в период гарантии
Гарантийный срок — это период, в течение которого производитель обеспечивает качество оборудования. Для этого создаются сервисные организации, осуществляющие ремонт и иное обслуживание.
При этом ремонтные работы не могут длиться более 45 дней. Затягивание процесса считается нарушением действующих нормативов. Позволительно продлевать ремонт свыше означенного времени только по письменному согласию владельца технически сложного изделия.
Однако законодательство оставляет несколько возможностей для возврата техники. Они таковы:
- неисправность признана существенной;
- превышен 45-дневный период, отведенный для ремонта, без согласия владельца;
- ежегодно техника попадала в сервис в совокупности на месяц в течение каждого года использования ввиду выявления недостатков, требующих устранения силами специалистов.
Существенным является брак, который невозможно устранить в сервисе без дополнительных затрат. К таковым относят неисправности:
- избавление от которых невозможно;
- требующие больших временных или ресурсных затрат;
- встречающиеся неоднократно.
Если гарантия закончена
В течение двух лет производитель отвечает за качество продукции, если на товар не предоставлялась гарантия. Это правило действует даже тогда, когда гарантия, срок которой менее двух лет, закончена. Однако требование о возврате покупатель обязан доказательно обосновать. Для этого понадобится заключение эксперта о том, что недочет вызван промышленным браком. Экспертиза проводится за средства потребителя. Если она окажется в пользу гражданина, то поставщик обязан возместить ущерб.
Процедура возврата
При обнаружении дефектов, мешающих нормальной эксплуатации техники, потребитель должен сделать следующее:
- Решить, что хочет сделать:
- вернуть изделие и забрать деньги;
- потребовать незамедлительного устранения недочетов;
- обменять изделие;
- Написать заявление руководителю торгового центра в двух экземплярах:
- один передать менеджеру;
- на втором получить отметку о приеме с подписью и указанием: должности, фамилии и инициалов сотрудника;
- Передать технику в магазин (если требуется транспортировка, то ее обязан осуществить поставщик).
Акт приема-передачи
Обеим сторонам договора требуется фиксация состояния техники в момент возврата. Для этого составляется документ по установленной форме. В акте отражаются такие важные данные:
- реквизиты взаимодействующих сторон;
- наименование техники;
- описание состояния товара, в том числе:
- комплектности;
- целостности заводских пломб;
- наличия/отсутствия видимых поверженный и следов амортизации;
- иное по ситуации;
- дата составления (влияет на способ дальнейшего решения вопроса!);
- подписи сторон.
Скачать бланк акта приема-передачи товара
Экспертиза
Обязанность по установлению причины недостатков в работе сложной техники возложена на производителя. Для этого привлекается специализированная организация. Покупатель имеет право на участие в проведении экспертизы ненадлежащего товара.
Если будет установлено, что в недостатке виноват потребитель, то ему придется возместить стоимость экспертизы.
Как писать заявление о возврате изделия
Обращение в адрес поставщика составляется в свободной форме. В нем следует указать такие данные:
- дата приобретения;
- наименование товара;
- стоимость;
- название документа, подтверждающего оплату (чек, накладная);
- причина возврата;
- просьба о:
- возмещении денег;
- проведении ремонта;
- обмене техники на иную.
Скачать бланк заявления на возврат товара
Передать претензию в торговую точку можно одним из таких способов:
- отнести лично;
- направить по электронной почте (если адрес указан в договоре купли-продажи);
- направить письмом с уведомлением о доставке.
При отсутствии документа, подтверждающего оплату, необходимо предоставить в магазин свидетельские показания. К примеру, покупку оборудования могут подтвердить грузчики, производившие доставку, соседи или иные граждане.
Если продавец не желает забирать товар
Далеко не всегда потребители сталкиваются с ответственными поставщиками. Менеджер магазина может просто не реагировать на претензию, не регистрировать бумагу, придумывать веские причины невозможности исполнения требования человека. Данное поведение незаконно. Спорные вопросы стороны обязаны решать совместно.
Призвать к ответу недобросовестного поставщика можно путем обращения в госорганы. Например, направить жалобу в Роспотребнадзор. Теперь не нужно даже искать отделение организации. Все претензии на качество обслуживания можно загрузить на официальном сайте госоргана.
Иной вариант решения проблемы — составление иска в суд. Таковую вероятность развития событий нужно учитывать с самого начала конфликтной ситуации. Следует общаться с поставщиком в письменном виде, а все документы бережно сохранять.