Компьютерная техника в настоящее время превратилась из роскоши в одно из самых необходимых средств. Однако радость от приобретения нового ноутбука может быть омрачена недостатками продукции или неправильным выбором. Перед потребителем встает важный вопрос, как вернуть устройство продавцу или обменять на иное.
Разберем, можно ли это делать. Какие тонкости должен знать человек, чтобы не столкнуться с нарушением своих прав в торговой точке.
Подлежит ли возврату или обмену
В российском правовом поле урегулирование ситуаций в части возврата продукции поставщику или обмена на иную регулируется двумя нормативными актами:
Последним из указанных документов утвержден Перечень непродовольственной продукции, которую запрещено отдавать продавцу.В нем под № 11 фигурируют технически сложные изделия бытового назначения. А расшифровано понятие в другом реестре, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 924 от 10.11.11.
Таким образом, на вычислительную технику надлежащего качества законодатель наложил ограничения в части замены или возврата. В рамках действующей нормативной базы у потребителя отсутствует право по передаче техники обратно поставщику и получению:
- денег;
- иного оборудования.
Может ли продавец забрать в течение 14 дней
Указанный федеральный закон позволяет потребителю в течение 14 дней передумать и разорвать договор купли-продажи. Причем причиной такого решения может стать, в том числе, непонравившийся размер, фасон и иное качество продукции. Однако норма действует в отношении товаров, не включенных в перечень (Постановление № 55).
Так как ноутбуки признаны технически сложными изделиями, к ним правило неприменимо. Человек не может заставить продавца принять годное оборудование в рамках защиты своих прав. Но речь идет только о конфликтной ситуации. Многие торговые точки устанавливают собственные правила работы с клиентами.
Разрешат ли поменять
В отношении сложной техники законодатель установил строгое правило. Заставить обменять ноутбук насильно покупатель не вправе. Однако взаимовыгодная договоренность не исключается. То есть, продавец и потребитель могут прийти к соглашению, устраивающему обе стороны.
Но следует понимать, что магазин не станет действовать себе в ущерб. А это означает такие требования к оборудованию:
- полная исправность;
- наличие товарного вида;
- отсутствие следов амортизации.
Кроме того, закон требует от поставщика проводить экспертизу продукции. Платить за нее обязано виновное в неисправности лицо. Когда речь идет о годном оборудовании, соглашаться на привлечение эксперта не стоит. Придется выложить деньги за его работу из своего кармана.
Некачественный ноутбук
Запреты, установленные Правительством РФ, действуют только в отношении годных устройств, полностью отвечающих заявленным характеристикам. Иное дело, если в ноутбуке обнаружен брак. Такое устройство магазин обязан принять в рамках действия статьи 18 федерального закона № 2300-1.
Нормативный акт предоставляет покупателям негодных устройств право на такие требования:
- вернуть потраченные средства;
- обменять на такой же товар или другой с учетом разницы в стоимости;
- незамедлительно отремонтировать;
- уменьшить цену соразмерно поломке.
Кроме того, законодательство требует от поставщика оборудования выполнения следующих мероприятий:
- обеспечение функциональности устройств в течение периода гарантии;
- создание условий для ремонта;
- обеспечение комплектующими и расходными материалами.
Алгоритм действий при наличии у ноутбука дефекта
При обнаружении брака методика взаимоотношений зависит от срока, прошедшего с даты покупки. Но в целом последовательность действий такова:
- Покупатель предъявляет претензию в отношении качества оборудования в торговую точку. Желательно оформлять ее в письменном виде в двух экземплярах. Первый передается менеджеру, на втором проставляются такие данные:
- фамилия продавца;
- должность;
- дата приема;
- подпись;
- Торговое предприятие назначает экспертизу. Проводить исследование разрешено независимому специалисту, имеющему соответствующую государственную сертификацию;
- Гражданин имеет право присутствовать при работе специалиста. Таковое желание следует обозначить в претензии. Тогда менеджер проинформирует потребителя о дате, времени и месте проведения экспертизы;
- Специалист оформляет свое заключение письменно. В нем указываются такие сведения:
- суть поломки;
- виновник (производитель, перевозчик, потребитель или иное);
- Дальнейшее зависит от заключения эксперта. Законодательно закреплено такое правило: оплачивать услуги эксперта обязан виновный.
Скачать образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества
Претензия к продавцу предъявляется по определенным правилам. В частности, в магазин с собой необходимо взять следующее:
- паспорт (у неавторизованных лиц заявления не принимаются);
- ноутбук со всей документацией, которая передавалась в момент совершения сделки;
- чек об оплате;
- гарантийный талон.
Производственный брак
Если экспертиза подтвердит, что неисправность ноутбука возникла на производстве, то важным моментом для покупателя станет дата выявления брака. А именно:
- При обращении в магазин в течение первых пятнадцати дней товар заберут, а требование гражданина удовлетворят. Оно может быть одним из таких:
- вернуть потраченные деньги;
- заменить на такое же устройство или иной товар;
- снизить цену;
- незамедлительно отремонтировать;
- Если недостаток выявлен позже, то покупатель получает право на сервисное обслуживание без внесения платы.
Эксплуатационная поломка
Если эксперт установит виновность покупателя в дефекте, то привлечь магазин к ответственности не получится. Продавец обоснованно откажет в обмене и приеме устройства обратно.
У клиента остается возможность по привлечению к исследованию иного независимого эксперта. В случае получения заключения о виновности производителя, придется обращаться в суд.
Выводы
В рамках правового поля обменять или вернуть поставщику ноутбук довольно затруднительно. Обоснованный отказ на требование клиента последует в таких ситуациях:
- Продукция полностью отвечает заявленным характеристикам;
- Порча произошла по вине покупателя;
- Поломка обнаружена более, чем через пятнадцать дней с даты покупки.