С нарушителями на дорогах пешеходы и водители сталкиваются регулярно. А вот сообщать о нарушении правил дорожного движения (ПДД) не торопятся. Люди жалеют времени, необходимого для посещения отделения ГИБДД. Однако в век телекоммуникационных сетей процесс оповещения органов о нарушениях стал значительно проще.
Разберем, кому и как следует жаловаться на нарушителя и когда привлечь к ответственности владельца транспортного средства не получится.
Зачем жаловаться
В обязанности сотрудников ГИБДД входит привлечение к ответу нарушителей. Водители, не выполняющие установленные правила, создают помехи на дорогах своим коллегам, ставят в опасное для жизни и здоровья положение участников движения и пешеходов. Информирование органов о нарушениях — это вклад человека в сохранении порядка на дорогах.
Обжаловать в правоохранительной системе можно ситуации, когда водитель или пешеход нарушает правила:
- не учитывают знаков;
- паркуются в неположенных местах;
- ведут себя по-хамски;
- другие.
Способы подачи
С целью усовершенствования методов взаимодействия с гражданами, Министерство внутренних дел РФ привлекает к сотрудничеству специалистов в области программирования. Теперь человеку предоставлено несколько одинаковых, с точки зрения правовых норм, способов оповещения о произошедшем нарушении:
- подача письменного или устного заявления в отделении ГИБДД;
- направление обращения по почте, в том числе электронной;
- заполнение формы на официальном сайте МВД.
Общие требования к жалобе
Информация, направляемая в любой госорган, должна соответствовать требованиям закона № 59-ФЗ от 02.05.06. В нормативном акте указаны следующие моменты:
- Жалоба рассматривается только при условии наличия персональных данных заявителя. Следовательно, в письменном или электронном послании необходимо указать:
- фамилию, имя и отчество (последнее при наличии);
- адрес (имеются варианты).
- Не рассматриваются заявления, суть которых невозможно понять. Значит, текст должен быть структурирован, логичен. В нем излагаются факты.
- Запрещено использовать оскорбительную или ненормативную лексику. В тексте не желательно использовать эмоционально окрашенные выражения.
Информация, направляемая в МВД, проверяется. Если в ней содержатся угрозы в адрес должностных лиц или их близких, то у автора могут возникнуть проблемы. Таковое поведение оценивается, с точки зрения норм Уголовного кодекса.
Как написать заявление о нарушении ПДД
Сотрудники дежурной части ГИБДД требуют подачи письменного заявления. Таковое составляется с учетом общих норм (указано выше). В шапке необходимо в разделе персональных данных заявителя добавить адрес проживания и контактный телефон для связи. Сам текст должен соответствовать таким требованиям:
- Содержать факты, известные заявителю. Домыслы вносить в него не нужно.
- Опираться на доказательства (при наличии).
- В тексте указываются:
- марка и номер автомобиля;
- место преступления закона;
- время происшествия;
- данные свидетелей (если такие известны);
- список приложений;
- дата и подпись.
- В качестве приложений принимаются фотографии и видеофайлы. Они могут предоставляться на бумажных носителях или в электронном виде на флешке или диске. Носитель заявителю не возвращается.
Пример
Тонкости отправки информации по почте
Заявление в МВД пишется в соответствии со схемой, указанной выше. Отправление следует отнести на почту лично с тем, чтобы заказать несколько дополнительных услуг. А именно:
- составление описи вложений;
- уведомление о получении.
Как правило, проще отнести бумагу в дежурную часть. Это занимает меньше времени. Тем более что дежурный выдаст сразу справку о получении заявления. А если его отправлять по почте, то извещение о регистрации придет через некоторое время (зависит от скорости работы отделения).
Через официальный сайт ГИБДД
Одним из самых удобных способов общения с органами правопорядка ныне является интернет. На официальном портале МВД создан сервис, через который активные граждане могут проинформировать о нарушителях. Здесь же есть возможность загрузить видео и фотодоказательства, что экономит время и средства.
Алгоритм действий таков:
- Зайти на официальный сайт МВД.
- Ознакомится с предупреждением (в конце текста поставить галочку в окошке).
- Нажать на кнопку «Подать обращение» внизу справа.
- Внести в соответствующие поля персональные данные в формате:
- фамилия, имя и отчество (если есть);
- адрес электронной почты.
- Составить обращение с указанием фактов.
- Загрузить подтверждения.
- Отправить форму на рассмотрение.
Порядок рассмотрения заявлений граждан
В соответствии с законом № 59-ФЗ от 02.05.06 сотрудники ГИБДД проводят следующие мероприятия:
- Регистрируют обращение в течение трех дней.
- Изучают содержание и направляют в соответствующий орган для принятия решения:
- отделение, обслуживающее адрес совершения нарушений ПДД;
- центральный аппарат Министерства;
- иной госорган.
- Оповещают заявителя о предпринятых шагах.
Необходимо знать, что полиция сможет наказать нарушителя только в том случае, если его удастся идентифицировать. А для этого необходимо точно указывать номер регистрации транспортного средства. Если воителя определить не удалось, то дело закрывается. Заявитель извещается об этом в положенные сроки.